Частных владельцев большегрузов обяжут установить тахографы

Число аварий по вине частных обладателей грузового транспорта за семь месяцев возросло на 45%

Частных владельцев большегрузов обяжут установить тахографы

Фото: АГН «Москва»

Отсутствие единых требований по безопасности при эксплуатации грузового автомобильного транспорта для физических и юрлиц формирует преференции для работы частников. Это обусловлено тем, что от них не нужно установка тахографа (разрешает осуществлять контроль соблюдение и скорость отдыха водителей и режима труда) и прохождение перед рейсом технического контроля и медицинского осмотра транспортного средства. Заниженные требования увеличивают риски происхождения дорожно-транспортных происшествий, констатируют в экспертном центре «Перемещение без опасности».

Подтверждается это, например, статистикой центра, подготовленной на базе данных ГИБДД МВД России за семь месяцев этого года. Так, во время с января по июль 2016 года из общего количества ДТП (89,8 тыс.) по вине водителей грузовиков случилось более чем 7,8 тыс. ДТП, что на 38,8% превышает показатель подобного периода прошлого года.

В следствии этих происшествий погибли 1,1 тыс. человек и более 10 тыс. были ранены.

Как сказали «Известиям» в «Перемещении без опасности», в 73% всех случаев (5,7 тыс.) ДТП виновниками выступали водители грузовиков, собственниками которых являются физические лица. Благодаря этих аварий погибли 807 человек и еще 7,5 тыс. были ранены.

— В случае если сравнивать эти показатели с данными за теже месяцы прошлого года (январь–июль 2015 года), то часть ДТП по вине водителей грузовиков, находящихся в собственности физических лиц, выросла на 3%. Часть погибших в таких ДТП выросла на 9%, раненых — на 4%, — сообщили в экспертном центре.

Рост аварийности по вине водителей грузового транспорта, принадлежащего физическим лицам, обусловлен прежде всего тем, что у них менее твёрдые обязательства, которые связаны с обеспечением безопасности перемещения, чем у юрлиц. В частности, физические лица высвобождены от использования тахографов и необходимости установки, что не разрешает сотрудникам Государственной автоинспекции осуществлять контроль работу водителей в части соблюдения норм труда и скоростного режима и отдыха. Не распространяются на строгие требования и частников по прохождению техконтроля и медосмотра грузовика.

По словам директора автопарка Itella в Российской Федерации Михаила Кузьмина, исполнение всех требований ведет к дополнительным затратам для обладателей «белого» парка грузовиков, каковые включаются в себестоимость перевозки.

— Себестоимость перевозки у «белых» компаний значительно больше, чем у частников, отличие в стоимости может составлять до 50% , — говорит он.

Наряду с этим, он утвержает, что для многих грузовладельцев не имеет отличия, кто будет делать перевозку, а значение имеет только цена данной услуги.

— С учетом того, что единых требований безопасности при эксплуатации грузовиков, независимо от формы собственности, до настоящего момента не было, практика привлечения коммерческими перевозками частных обладателей грузового транспорта остается популярной, — говорят в «Перемещении без опасности».

Согласно данным прошлого года, в структуре автоперевозок 61% всех грузовиков находятся в частном пользовании. В соответствии с анализу «Перемещения без опасности», с 2004 по 2015 год часть грузовиков, которыми владел физическим лицам, возрастает, а юридическим — уменьшается.

Потому, что соперничать большим компаниям с частниками делается сложнее, то они вынуждены реализовывать собственные машины, додаёт Михаил Кузьмин. Кроме этого имеют место схемы, при которых компании переводят грузовики в собственность физических лиц, например, водителей, говорит он.

Повышение практики перевода транспорта в собственность физических лиц отмечает и доктор наук ВАВТ Министерства экономики России Андрей Голубчик. Причем, он утвержает, что клиент в таких случаях редко ставится об этом в известность. И вскрывается подобная информация только в редких случаях, в то время, когда случаются какие-то неприятности с грузом.

В русском подразделении французской группы компаний FM Logistic обстановку видят как прямо противоположную. К примеру, информацию о том, что у юрлиц грузовой автомобильный парк уменьшается, а у физических — возрастает, поразили коммерческого директора по транспорту FM Logistic Маргариту Бэнэвиз.

— Среди отечественных партнеров-перевозчиков картина скорее обратная. По окончании введения «Платона» многие ИП ушли с рынка, реализовав собственный парк, — говорит она.

Однако Маргарита Бэнэвиз подтверждает тот факт, что на русском рынке господствуют маленькие и средние компании, чей средний оборот она оценила в пределах 60 млн рублей в год.

Так или иначе, обстановка на рынке автомобильных грузоперевозок всё очевиднее формирует «преференции и» чёрный рынок для игроков, безответственных к обеспечению безопасности перемещения.

Данный факт не остался без внимания страны, и по результатам совещания Государственного совета в марте правительству поручили обеспечить единые условия для грузоперевозчиков независимо от принадлежности транспортного средства.

Исполнение поручения обеспечено Минтрансом в виде новой редакции закона «О безопасности дорожного перемещения» с трансформациями 20-й статьи. на данный момент закон находится на рассмотрении в государственной думе. Разумеется, что рассматриваться он будет уже новым составом Думы.

Вносимые трансформации разрешат установить единые требования для грузоперевозчиков.

— В соответствии с новой редакции закона, частные обладатели грузового транспорта обязаны оснащать машины тахографами и выполнять отдыха и нормы труда, снабжать техническую исправность транспортных средств в соответствии с требованиями безопасности дорожного перемещения и осуществлять стоянку автобусов и грузовиков на время простоя длительностью более восьми часов на специальных парковках, — поясняют в «Перемещении без опасности».

Вступить в силу закон обязан будет через год с момента подписания. В том, что новые требования приведут к очередной волне недовольства частных грузоперевозчиков, сомневаться не приходится.

— Тут всякого рода защитники прав угнетенных вылезут, дескать, бедному ИП лезут в карман и заставляют его ставить дорогущий тахограф, рисовать путевку, идти на предрейсовый медосмотр, трудиться лишь по безналу и т.д. Шуму в прессе будет! — не сомневается Андрей Голубчик.

Наряду с этим сомнений в том, что установка единых для всех правил есть нужным условием предстоящей работы, ни у кого нет.