Друзья и коллеги вспомнили о Евгении Лазареве

В церемониальном зале на Николо-Архангельском кладбище друзья и семья простились с заслуженый артистом России

Друзья и коллеги вспомнили о Евгении Лазареве

Фото: РИА НОВОСТИ/Сергей Пятаков

Пара месяцев назад Евгений Лазарев возвратился из Лос-Анджелеса в Москву. С конца 1990-х актер жил и трудился в Голливуде. Кроме съемок в кино, он занимался преподаванием актерского мастерства в Школе киноискусства Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе. У Евгения Николаевича было больное сердце.

Лечиться он решил в Москве, исходя из этого и возвратился на родину. Сын актера, Николай Лазарев, выяснил отца в кардиологию военного госпиталя Вишневского. Но спасти артиста докторам не удалось — 18 ноября в 9 часов утра Евгений Николаевич скончался.

Евгений Лазарев появился 31 марта 1937 года в Минске. Его детство выпало на тяжелые армейские годы. Не обращая внимания на сложности послевоенного времени, собственный будущее Евгений видел лишь на сцене. В 18 лет он отправился получать образование Москву. Актерское дар Лазарева рассмотрели в Школе-студии МХАТ и зачислили его на курс заслуженый артиста СССР Виктора Яковлевича Станицына.

Это был один из самых звездных комплектов Школы-студии.

— У нас был весьма гениальный, дружный, потрясающий курс, — вспоминает актриса Театра п/р Олега Табакова Наталья Журавлева. — Слава Невинный, Альберт Филозов, Саша Лазарев, Володя Кашпур, Толя Ромашин, Татьяна Лаврова, Лена Миллиоти, Юра Гребенщиков, Алла Покровская, Галя Морачева. Преподавали нам Евгения Морез и Софья Пилявская. Они нас безумно обожали, но наряду с этим держали на дистанции. Дабы мы знали: они у нас чудо, а мы у них обучаемся. Ох, у нас мальчишек как косой выкосило. Лишь Гена Фролов и остался.

Нам так как уже под 80 всем…

Не обращая внимания на преклонный возраст, однокурсники всегда поддерживали связь между собой — созванивались, планировали на посиделки.

— Мы их именовали «отечественные сборища», — продолжает Журавлева. — Но из года в год на них приезжало всё меньше и меньше однокурсников. По окончании отъезда Жени Лазарева в Америку мы виделись, возможно, только в один раз. Расспрашивать его, для чего он эмигрировал, не было предлога.

Мы друг другу на шею и задавали вопросы: «Ну как ты? Как семья?» У него было всё прекрасно. Он ставил в театре пьесы, играл на сцене, преподавал, снимался.

Всё успевал. Женечка у нас на курсе по большому счету славился собственными организаторскими свойствами. Он и Толик Ромашин были старостами курса.

Тогда, в студенчестве, Евгений Лазарев еще не носил усов, но и без них он пользовался вниманием девушек. Но романы на курсе Лазарев не крутил.

— Женя еще на протяжении учебы обзавелся семьей, — говорит Наталья Дмитриевна. — У него была супруга — Анечка Обручева, также актриса, с которой они были совместно до конца. не забываю одну встречу, уже по окончании окончания Школы-студии МХАТ. Отечественный курс пригласили выступить на поэтическом вечере в ГМИИ имени Пушкина.

Руководил нами мой отец, великий чтец — Дмитрий Николаевич Журавлев. Он у нас преподавал сценическую обращение. Женя пришел в музей на мероприятие вместе с маленькой дочкой.

Совсем сравнительно не так давно выбирала фотографии и наткнулась на снимок, где радостный Женя сидит в зале, а у него на коленях девочка.

Сын актера, Николай, также отправился по стопам своих родителей. Он кроме этого окончил Школу-студию МХАТ. Лазарев-младший проходит службу в Театре армии.

Евгений Лазарев трудился в нескольких театрах: в Риге — в Театре русской драмы, в Москве— в Театре имени Маяковского. А в первой половине 80-ых годов XX века в статусе главного режиссера пришел в Театр на Малой Бронной. До него в том месте трудился Анатолий Эфрос, но из-за скандалов, переполнявших театр, режиссеру было нужно его покинуть.

— По окончании Эфроса попасть в театр было непросто, — вспоминает актриса Театра на Малой Бронной Екатерина Дурова. — Худруков назначали сверху. Так на Малой Бронной показался Евгений Лазарев. Я тогда также лишь пришла в театр.

Нужно подметить, что труппа в Театре на Малой Бронной тогда была замечательнейшая — Ольга Яковлева, Лев Дуров, Геннадий Сайфулин, Валентин Смирнитский, Анна Каменкова и Анна Антоненко. Но Лазарев пригласил еще и достаточно большое количество молодежи — выпускников Школы-студии МХАТ.

По воспоминаниям Екатерины Дуровой, в Театре на Малой Бронной началось достаточно радостное время. Лазарев сам брался за постановку увлекательных пьес.

— «Детектив каменного века» по Володину, «Вы чье, старичье?» Бориса Васильева — могучие постановки, — говорит Дурова. — Он брал хорошую литературу, важную драматургию, которую возможно назвать новаторской. Тогда на этих авторов мало кто замахивался. В спектакле «Вы чье, старичье?» отец (заслуженый артист СССР Лев Дуров. — «Известия») играл основную роль.

На тот период он был легко актером труппы. У папы так как ни при каких обстоятельствах никаких амбиций по поводу художественного управления театром не было. Папа над Евгением Лазаревым мало посмеивался, по причине того, что по окончании Эфроса его постановка была легко «топорная».

Евгений Николаевич пришел на Малую Бронную из Театра Маяковского. В какой-то степени он считал себя учеником великого Гончарова.

— От него унаследовал Лазарев стиль и размах постановок, у него же перенял манеру ставить громадные пьесы, — вычисляет Дурова. — Потому, что в труппе большое количество народу, нужно было максимально задействовать артистов. Тогда все большое количество и хорошо трудились.

По воспоминаниям актрисы, Лазарев совсем не был деспотичным, как это время от времени случается с главными режиссерами, но оставался сильной личностью.

— Мне Евгений Лазарев запомнился замечательным человеком, — вспоминает Екатерина Дурова. — Он был шикарный мужик: большой, прекрасный, с усами. А какой потрясающий артист! Это второе поколение людей театра…

Лучшие работы Евгения Лазарева в кино

«Семнадцать мгновений весны», «Тишина», «По волчьему следу», «в один раз двадцать лет спустя», «деды и Отцы», «Враг народа», «Святой», «Оружейный барон», «Розовая пантера-2», «Железный человек-2» и др.