ЕС вводит новые преграды для российского газа

Европейская комиссия желает обязать национальные кабинеты министров предварительно согласовывать с ней нефтегазовые соглашения

ЕС вводит новые преграды для российского газа

Фото: TASS/DPA/Karl-Josef Hildenbrand

Страны ЕС смогут заставить отчитываться перед Комиссией евросоюза (ЕК) о соглашениях в нефтегазовой сфере с третьими странами перед их заключением. Такое решение было принято Советом ЕС. Новое правило подписания соглашений в данной отрасли должно быть одобрено сначала Европейским парламентом, а после этого — Советом ЕС.

Затем ЕК возьмёт право контролировать подобные сделки на соответствие законодательству альянса.

В Парламенте ЕС «Известиям» согласились: ответ возвести очередную бюрократическую преграду направлено в первую очередь против России и носит во многом политический темперамент.

— В Парламенте ЕС достаточно людей с антироссийскими настроениями, каковые говорят, что мы должны избавиться от русского «газовой иглы». Но наряду с этим ЕК и Марош Шефчович (вице-президент ЕК по энергосоюзу. — «Известия») на этой неделе объявили, что Европейский союз в текущем году заключил шестое, рекордное, соглашение с Россией по поставкам газа. В то время, когда подобные заявления звучат из уст комиссара европейского союза, делается разумеется: стратегические интересы и экономика побеждают над лозунгами. Всё дело в том, что Европейская комиссия желает быть более информирована.

Ясно, что желание ЕК диверсифицировать потоки, другими словами меньше закупать у России и больше ввозить, условно, из Катара, разбилось о настоящую экономику, потому, что поставки газа оттуда получаются «золотыми», — отметил в беседе с «Известиями» европарламентарий от Латвии Андрей Мамыкин.

Он утвержает, что с одной стороны, теоретически, ЕК сможет блокировать заключение контрактов, а с другой, механизм «такой неясный», что имеется пара способов его обойти. Но как бы то ни было новая бюрократическая процедура будет как минимум отнимать время.

— При совокупности противовесов и сдержек между национальными кабинетами министров и ЕК — ничего ужасного случиться не должно, но времени на заключение сделок уйдет больше. ЕС — это не США. В случае если в будущем Европейская комиссия сконцентрирует в собственных руках такую власть, что станет панъевропейским правительством, тогда будет как в Соединенных Штатах: Вашингтон сообщил, а в Техасе делают. К тому же, в полной мере возможно, что эта инициатива по газу и нефти будет поддержана Европейским парламентом.

Так как нет ни одного совещания в Страсбурге, где не принималось бы антироссийской резолюции. В прошедшем сезоне Парламент EC принял 12 резолюций по России, — выделил европарламентарий.

В это же время, как вычисляет помощник главы комитета по интернациональным делам Совета Федерации Андрей Климов, подобные ответы Брюсселя — отражение «острой фазы борьбы между национальной и наднациональной бюрократией».

— Брюссель ищет инструменты действия, дабы кроме того такие страны, как Германия, не могли принимать решения самостоятельно. К примеру, «Северный поток-2» — чисто германская история, в которую Германия старается никого не пускать. А ЕК хочется, дабы всё происходило при ее участии.

В то время, когда речь идет об энергетике, Российская Федерация — основной поставщик — выходит на первый замысел. В этот самый момент же появляются силы, которым не весьма увлекательна энергия, но весьма занимательна русофобия. Эти силы решили ввести определенный контроль за деятельностью свободных стран в вопросе источников энергии.

На очереди — ядерная энергетика, — сообщил «Известиям» Андрей Климов.

Наряду с этим он напомнил, что основные договорености ЕС разрешают Брюсселю на законных основаниях принимать подобные меры, потому, что изначально была договоренность, что экспорт — «это национальная история», а импорт — неспециализированная тема.

— Отвечать национальной бюрократии на эту деятельность брюссельских государственныхы служащих будет весьма сложно. Нужно или производить перерасмотрение фундаментальные документы, или искать компромисс. Российская Федерация в этом случае выясняется стороной неприятности. Но мы не можем договариваться со всеми.

Это долгий путь, и мы уже пробовали сделать это с «Южным потоком». Если бы это был чистый бизнес, то был бы второй разговор, а тут всё замешано на русофобских настроениях, — заключил сенатор.

Как поведал «Известиям» начальник аналитического управления Фонда национальной энергобезопасности Александр Пасечник, историю с ЕК и нефтегазовыми договорами стоит принимать как «политику с примесью бюрократии». Он утвержает, что европейские госслужащие пробуют создать как возможно больше регламентирующих бумаг, усложняя процедуру заключения сделок и затягивая процесс.

— В ЕС знают, что без газа ГазПрома им далеко не уехать. Но в том месте пробуют продемонстрировать, что ведется работа по усложнению разных процессов, а их «младшие партнеры» — страны ЕС — у них на крючке. Это только затягивает процедуры заключения контрактов. Но мы эти преграды преодолеваем. Имеется пример, в то время, когда у «Газпрома» появились неприятности с польскими регуляторами по «Северному потоку-2», но компании удалось отыскать другие пути реализации проекта. Возможности обойти эти ограничения имеется.

Помимо этого, цель аналогичных ответов — убаюкать Вашингтон. Но думается, что с приходом Дональда Трампа США ослабят вожжи, и в действительности на данный момент намечается курс на партнерство. Уже в 2019 году по «Северному потоку-2» и по «Турецкому потоку» может пойти первый газ, — пояснил Александр Пасечник.

Источник в нефтегазовой отрасли, прекрасно привычный с ведением переговоров с европейским союзом, заверил в беседе с «Известиями», что Российская Федерация пристально держит нос по ветру, но делать практические шаги преждевременно, потому, что закон еще не принят совсем.