Игорь Артемьев: "Естественные монополии становятся еще более неестественными"

Мы боремся не с страной как с университетом, а с одной из разновидностей страны, в частности национально-монополистическим капитализмом. Мы против развитого социализма в экономике. Это в СССР было высшей доблестью сконцентрировать все рычаги наверху, сложить в одни руки и создать горизонтальные и вертикальные интегрированные структуры. Мы против того, дабы государственной компании, аффилированные с чиновничеством, правили бал в экономике.

Такая форма делает экономику неэффективной. В конечном счете Российская Федерация может оказаться в закоулках третьего мира

В пятницу Государственной дума в первом чтении приняла закон "О защите борьбы", что призван стать главным нормативом в антимонопольной политике. Главные баталии еще в первых рядах, но норматив возможно принят уже в декабре. Об этом, и о том, с кем практически борются антимонопольщики, корреспонденту "Известий" Анне Калединой поведал Игорь Артемьев.

известия: Из-за чего на разработку законопроекта ушло больше года?

Игорь Артемьев: Через чур много желающих подождать. Последовательность больших компаний прямо объявили, что закон противоречит их заинтересованностям. Пологаю, что давление и сопротивление с их стороны на стадии рассмотрения Государственной думой будут лишь возрастать.

известия: Как именно компании смогут давить на процесс прохождения законопроекта?

Артемьев: Различными методами. Представители компаний лоббируют собственные интересы в государственной думе, жалуются на нас правительству и президенту, устраивают PR-акции на радио и телевидении. Так что борьба идет и будет лишь усиливаться.

Но в случае если олигархические структуры добьются собственного, закон будет покалечен. Это будет означать финиш реформы.

известия: Что же так пугает большие компании?

Артемьев: Во-первых, по отечественному плану закон полностью распространяется на естественные монополии. Во-вторых, компании желают, дабы в законе определение товара сузилось впредь до того, дабы вычислять товаром лишь то, что продается в магазине с этикеткой. В-третьих, конечно же, штрафы (смогут возрасти в 1000 раз. — "Известия"). Это весьма тяжёлый закон: в том месте употребляется множество экономических определений. Человеку, незнакомому с данной спецификой, тяжело осознать. А тут нужно будет разбираться в том, что такое "честная рыночная цена".

Это понятие ничего не сообщит человеку, незнакомому со стандартами GAAP. И на этом в обязательном порядке постараются сыграть монополисты. Понимаете, какая у них мечта?

Дабы закон о конкуренции был принят, а закон о штрафах так бы и остался на бумаге.

известия: А что на данный момент происходит с законом о штрафах?

Артемьев: Его рассмотрение правительством было отложено, и лишь благодаря вмешательству примьер-министра закон, возможно, будет рассмотрен правительством летом. В правительстве имеется вывод, что такие штрафы отпугнут западных инвесторов.

известия: Может, мы собственные психотерапевтические неприятности на западных инвесторов? Тому же Биллу Гейтсу его монополизм влетает в копеечку, но он платит.

Артемьев: Совсем согласен. На Западе знают, что за все нужно платить. А у нас еще совсем сравнительно не так давно ногами раскрывались двери во властные кабинеты.

Так как кто такие олигархи? Те же монополисты, лишь приблизившиеся к власти.

известия: В вашем варианте находятся все рычаги, дабы бороться с монополизмом, либо нужны еще добавления?

Артемьев: В совершенстве необходимо ввести еще кое-какие пункты. На западе антимонопольные органы — это силовые структуры, занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью. Мы на это не претендуем. на данный момент нам было бы крайне важно улучшить отношения и усилить совместную работу с Европейским союзом, дабы осуществлять контроль сделки, каковые заключаются за границей и воздействуют на российский рынок. И по большому счету нам нужно обучаться лучше разбираться в глобальных рынках.

Это направление на ближайшие 10 лет будет приоритетным.

известия: А вдруг сказать о приоритетах ФАС, вам не думается, что работа грубо говоря борется с страной, поскольку везде где оно, в том месте и монополизм?

Артемьев: Мы боремся не с страной как с университетом, а с одной из разновидностей страны, в частности национально-монополистическим капитализмом. Мы против развитого социализма в экономике. Это в СССР было высшей доблестью сконцентрировать все рычаги наверху, сложить в одни руки и создать горизонтальные и вертикальные интегрированные структуры. Мы против того, дабы государственной компании, аффилированные с чиновничеством, правили бал в экономике.

Такая форма делает экономику неэффективной. В конечном счете Российская Федерация может оказаться в закоулках третьего мира.

известия: Но в последний год государство именно увеличивает собственный присутствие в бизнесе?

Артемьев: Тяжело сообщить. С одной стороны, количество национальных унитарных фирм уменьшается, а частных растет. С другой — естественные монополии, такие как "Газпром", укрепляются, становятся, на мой взор, еще более неестественными. А РАО "ЕЭС" реформируется и подготавливается по сути к ликвидации, как естественная монополия.

Создается чувство, что мы движемся в разных направлениях в различных секторах экономики. А сумма сил, направленных в противоположные стороны, равна нулю. на данный момент принципиально важно определиться: планируем мы открывать экономику и вступать в ВТО либо дальше будем строить закрытую экономику. А тогда будет легко решить и конкретные вопросы: реализовывать Связьинвест либо нет, сохранить под стратегическим контролем страны "Газпром", как это на данный момент решено, либо поменять обстановку

известия: Увеличив собственную долю с 39 до 51% в "Газпроме", государство, наверное, уже определилось с направлением? Кстати, вы дали разрешение на эту сделку?

Артемьев: У нас ходатайства до тех пор пока нет. Но я уже сказал, что никакой неприятности с разрешением с отечественной стороны не будет. В случае если государство желает иметь контрольный пакет в "Газпроме", то никто ему это запретить не имеет возможности.

Антимонопольное законодательство тут ни при чем. "Газпром" как был естественной монополией, так ею и останется.

известия: И, по вашему точке зрения, это верно?

Артемьев: Мы делали громадной доклад на совете по конкурентоспособности при премьере правительства о том, что прямое госучастие в бизнесе должно быть максимально ограничено в течение трех-четырех лет. Мое личное вывод: в руках страны должны оставаться лишь часть оборонной индустрии и естественно-монопольный компонент. В газовой отрасли — это труба, в транспортной — рельсы, мосты, тоннели, в энергетике — электросети. Лишь при публичной форме и таком подходе компаний возможно обеспечен недискриминационный доступ к ресурсам.

В противном случае получается, что компании, каковые в силу исторических событий "сели" на эти трубы, шпалы и рельсы, создали частные монополистические структуры. Я уверен, что бизнес во всех отраслях возможно конкурентным.

известия: Вы вычисляете, что это вероятно в скором будущем?

Артемьев: Мой прогноз таковой — неприятностей будет множество, но железнодорожного транспорта и реформы электроэнергетики состоятся и достигнут результата. Последствия реформирования дальней и междугородней связи мы заметим уже в скором будущем. А вот реформу "Газпрома" я в скором времени не вижу.

известия: А хотя бы правила недискриминационного доступа к трубе смогут улучшить обстановку?

Артемьев: Само собой разумеется, они улучшат положение дел для свободных производителей. Это прекрасно видно на примере энергетической отрасли. Подписал премьер-министр новые правила — и мы замечаем хорошую правоприменительную практику. Судам стало несложнее трактовать, что есть недискриминационным доступом.

Но какие конкретно бы красивые правила мы ни подготовили, неотлаженная нужным образом госмашина и ответ конкретных высших менеджеров смогут все перечеркнуть. Нынешние правила недискриминационного доступа в газовой сфере написаны в 1997-98 годах. Опыт говорит, что они себя не оправдывают, и дискриминация процветает.

на данный момент совет директоров "Газпрома" в лице Медведева признал необходимость трансформации правил доступа к трубе.

известия: А что изменится для свободных производителей?

Артемьев: Основная задача — сделать доступ к трубе максимально технологичным. Например, технические условия подключения. на данный момент они довольно часто выдаются на 1-2 года.

А мы говорим, из-за чего нельзя увеличить срок до 10 лет? Нет, нужно обновлять разрешение каждые два года, а это рождает коррупционный потенциал. К тому же сегодняшний подход сдерживает инвестиционный процесс, поскольку инвестор не решается вкладывать средства, каковые окупятся, например, через 8 лет, в случае если видит возможность лишь на 2 года.

известия: А вы обращаете внимание на то, что в совет директоров разных компаний входят влиятельные госслужащие?

Артемьев: Непременно. По закону мы должны смотреть за аффилированностью, определением группы лиц, одно из которых включает и членство в совете директоров, среди них и госчиновников. Считаю, что присутствие государственныхы служащих в управленческих структурах оправданно лишь в компаниях, относящихся к естественным монополиям либо олигопольным структурам, каковые нуждаются в радикальных реформах.

Это нужно, дабы не разрешить некоторым большим компаниям паразитировать на имуществе, доставшемся в силу определенных исторических процессов.

известия: А имеется ли у вас рычаги действия на локальные власти, каковые обычно из собственного положения делают хороший бизнес, торгуя преференциями и льготами?

Артемьев: У нас имеется в действующем законе статья, которая не допускает предоставление необоснованных льгот либо преференций отдельным компаниям. За последние 10 лет 52% всех возбужденных антимонопольными органами дел относилось к искам против государственныхы служащих. Примеров множество, в то время, когда локальный орган власти учреждает компанию, вливает в нее деньги и предоставляет льготные условия при соглашении аренды. Другие компании в таких условиях с рынка.

Итог макроэкономики — развал рынка, падение темпов роста в регионе. А сама компания процветает. Но ликвидировать ее мы не можем — лишь оштрафовать за недобросовестную борьбу.

Ликвидировать компанию смогут лишь местные власти, каковые этого не делают, поскольку обычно ее собственниками являются их родственники.

известия: А что для вас по большому счету первично — защита заинтересованностей бизнеса либо потребителя?

Артемьев: Мы защищаем рынки, но в конечном итоге мы на стороне потребителя. Сплошь и рядом интересы потребителей и производителей вступают в несоответствие. Верный тезис о защите отечественного производителя время от времени ведет к обратному результату. Вот вводятся квоты на импорт мяса, и отечественный производитель повышает цены на внутреннем рынке.

В таких случаях полученные доходы смогут вывозиться за предел, а не направляться на улучшение качества продукции. Исходя из этого потребитель страдает два раза. Мы выступаем против для того чтобы непродуманного протекционизма. Написать комментарий

// понедельник, 11 июля 2005 года

Игорь Артемьев: "Естественные монополии становятся еще более неестественными"

Мы боремся не с страной как с университетом, а с одной из разновидностей страны, в частности национально-монополистическим капитализмом. Мы против развитого социализма в экономике. Это в СССР было высшей доблестью сконцентрировать все рычаги наверху, сложить в одни руки и создать горизонтальные и вертикальные интегрированные структуры. Мы против того, дабы государственной компании, аффилированные с чиновничеством, правили бал в экономике.

Такая форма делает экономику неэффективной. В конечном счете Российская Федерация может оказаться в закоулках третьего мира
скопируйте данный текст к себе в блог:

// понедельник, 11 июля 2005 года

Игорь Артемьев: "Естественные монополии становятся еще более неестественными"

Мы боремся не с страной как с университетом, а с одной из разновидностей страны, в частности национально-монополистическим капитализмом. Мы против развитого социализма в экономике. Это в СССР было высшей доблестью сконцентрировать все рычаги наверху, сложить в одни руки и создать горизонтальные и вертикальные интегрированные структуры.

Мы против того, дабы государственной компании, аффилированные с чиновничеством, правили бал в экономике. Такая форма делает экономику неэффективной. В конечном счете Российская Федерация может оказаться в закоулках третьего мира Iiainoe NIE2 ? Новости net.finam.ru