Легко и быстро, но на века

Ровно сто лет назад труппа популярного среди культурных людей театра — Столичного художественного — переехала в новое, собственное строение в Камергерском переулке. Выстроено оно было (вернее, перестроено из театра Лианозова) всего за три месяца по проекту архитектора Федора Шехтеля на деньги промышленника Саввы Морозова

О некоторых событиях рождения одного из самых легендарных столичных строений, в котором новые архитектурные идеи (идеи модерна) органично слились с представлениями о новом театре (идеи Станиславского), врач искусствоведения Евгения КИРИЧЕНКО поведала корреспонденту "Известий" Ольге КАБАНОВОЙ. — Многие театры проектируются целыми университетами на столетия, а не живут. Строение МХАТа выстроили легко и скоро, но на столетия. — Во-первых, это неповторимое в собственном роде сооружение — оно создавалось, как программный театр. Во всем мире существует пара театральных строений, каковые создавались под определенную программу, идею. И Шехтель, осознававший Столичный художественный театр (МХТ) как театр Чехова, как самый культурный театр России, это осознавал.

Второе — театр делался весьма спешно, до этого труппа снимала помещение в театре "Эрмитаж". Строение отгрохали за один строительный сезон. Позже, в то время, когда Бахрушин просил у Шехтеля чертежи и эскизы для собственного музея, тот отвечал, что у него ничего нет, работы шли так спешно, что приходилось рисовать для рабочих углем на стене. Третье — к проектированию всей театральной машинерии был привлечен Михаил Лентовский, что считался волшебником и магом сцены. И сценический круг в новом строении МХТ был новшеством. На открытии театра, возможно, в первый раз в истории, позвали на сцену архитектора.

Актеры подарили Шехтелю серебряный сундучок с изображением театра, он подарком весьма гордился. У Шехтеля, кстати, было постоянное место в театре. — Шехтель тогда уже был весьма актуальным архитектором. — 1902 год — самый расцвет. Театр строился на деньги Саввы Морозова, что был влюблен в актрису театра Андрееву и привлек к работе Шехтеля, что тогда был домашним архитектором Морозовых. Так что была группа, весьма тесно связанных между собой.

У Чехова с Шехтелем была дружба еще со студенческих времен. — Получается, что история создания Художественного театра — знака русского театра — история дружеских и амурных взаимоотношений. Спонсор был влюблен в актрису, в другую актрису был влюблен актуальный драматург, приносивший в театр пьесы… — Все так и было. Но и "Мир мастерства " — это однокашники. А у Лентовского был с шехтелевской семьей полный роман — он, как и Шехтель, был из Саратова, устраивал в шехтелевском саду гулянья. В юности Шехтель трудился декоратором в театрах Лентовского, где в одном спектакле было до 15 изменений декораций с различными чудесами.

Шехтель попал в Москву вследствие того что его мама была экономкой у Третьяковых. Все строится на личных отношениях. — Как отнеслись критики к новому строению, поскольку оно было вызывающе демократично — никакой привычной роскоши, красного бархата, лож? — Пресса была только хорошая. Газеты писали, что оказался неординарный театр, с особенной воздухом. Шехтель весьма дорожил данной собственной работой, и имеется весьма обиженное его письмо, в то время, когда, уже в советское время, всех почтили к юбилею театра призами, а о нем не отыскали в памяти.

Он сетовал, поскольку и денег-то за работу не брал. — Весьма благородно поступил. — Тогда такое благородство было в порядке вещей. Уважающий себя архитектор проектировать какие-то вещи вычислял за честь. К примеру, архитекторы Попов, Никитин и другие проектировали интерьеры Исторического музея бесплатно. А в то время, когда в Таганроге решили выстроить музей и библиотеку Чехова, то намерено обратились к Шехтелю, осознавая, что за такую работу он гонорара не заберёт. Он, как и Чехов, думал, что Художественный театр — лучшее, что имеется в Москве.

Но само собой разумеется, к примеру, с Рябушинского, которому тогда проектировал дом, брал хорошие деньги. — К сегодняшнему юбилею в строении МХАТа завершили ремонт, реконструкция театра была в 80-х годах. Как сохранился сейчас настоящий шехтелевский театр? — Ефремов желал возобновлять и театр, и его строение. Тогда говорили, что нужно перестроить артистические, по причине того, что они были в бывших конюшнях. (Так как до театра Лианозова строение было частью усадьбы).

Но конюшни устраивали Станиславского и Немировича. На протяжении реконструкции заменили все (сто с лишним) розовые светильники, сделанные по проекту Шехтеля, сняли темно-зеленую кожаную обивку кресел. Так что данный МХАТ — уже не тот МХТ. И сцена не та, новая через чур громадная.

Но так же, как и прежде парит чайка на занавесе, и голубкинский рельф украшает фасад. А что вы думаете об этом? Написать комментарий

// воскресенье, 17 ноября 2002 года

Легко и скоро, но на столетия

Ровно сто лет назад труппа популярного среди культурных людей театра — Столичного художественного — переехала в новое, собственное строение в Камергерском переулке. Выстроено оно было (вернее, перестроено из театра Лианозова) всего за три месяца по проекту архитектора Федора Шехтеля на деньги промышленника Саввы Морозова
скопируйте данный текст к себе в блог:

// воскресенье, 17 ноября 2002 года

Легко и скоро, но на столетия

Ровно сто лет назад труппа популярного среди культурных людей театра — Столичного художественного — переехала в новое, собственное строение в Камергерском переулке. Выстроено оно было (вернее, перестроено из театра Лианозова) всего за три месяца по проекту архитектора Федора Шехтеля на деньги промышленника Саввы Морозова Iiainoe NIE2 ? Новости net.finam.ru