Минтруд вступился за работающих граждан

Ведомство исправляет неточности в законодательстве и возвращает надзорным органам право осуществлять контроль недобросовестных работодателей

Минтруд вступился за работающих граждан

Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев

Минтруд планирует предотвратить негативные последствия нормы закона «О защите прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц», которая была внесена в него в июле 2016 года. Новая редакция ФЗ запрещает надзорным органам с 1 июля 2017 года осуществлять контроль исполнение работодателями норм трудового законодательства, доставшихся нам в наследство от советских времен. В их числе порядок предоставления отпусков, определение трудового стажа, требования к безопасности производств.

В Минтруде собираются исправить неточности в законе, но просят дать для этого время — до 1 января 2019 года.

закон «О внесении трансформаций в ФЗ «О защите прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при осуществлении национального контроля (надзора) и муниципального контроля» и ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» был принят Государственной думой 24 июня 2016 года. Одно из его положений запрещает органам национального и муниципального контроля «контролировать исполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов аккуратной власти РСФСР и СССР». Раньше, в изначальной редакции ФЗ №294 от 20 декабря 2008 года, данный пункт имел оговорку «и не соответствующих законодательству РФ».

Как поведали «Известиям» в пресс-службе социальной защиты и Министерства труда, до сих пор действует множество советских норм трудового законодательства. Отсутствие возможности осуществлять проверки их применения может привести к нарушению прав работников и повлечь за собой рост социальной напряженности.

Специалисты пояснили «Известиям», что уполномоченным на проведение федерального национального надзора за соблюдением трудового законодательства есть Госинспекция труда.

— В соответствии с трансформациям в ст. 15 ФЗ-294, начинающим действовать с 1 июля 2017 года, Госинспекция труда потеряет возможность контролировать выполнение работодателями действующих нормативных актов бывшего СССР, — уточняет доцент кафедры трудового права юридического факультета московского университета им. М.В.

Ломоносова Андрей Бережнов. — Это может привести к определенному ухудшению положения работников, поскольку сейчас трудовое законодательство содержит в себе последовательность пробелов, восполнить каковые оказывают помощь нормативные акты бывшего СССР.

По словам специалиста, до сих пор используются на практике, среди них и судами, «Правила об очередных и дополнительных отпусках» (в не противоречащей действующему законодательству части), утвержденные НКТ СССР 30.04.1930 года. Данный документ регулирует, например, такие ответственные вопросы, как порядок автоматического продления отпуска работника в случае, если он заболел во время собственного отпуска, и порядок определения размера компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

— Исключение из полномочий Государственной инспекции труда возможности осуществлять надзор за выполнением нормативных актов органов аккуратной власти СССР не отменяет того, что они продолжают собственный воздействие, и на них возможно будет ссылаться при обращении в суд, — растолковывает Андрей Бережнов. — Более того, они должны будут быть применены судом. Но, как показывает опыт, судиться со своим работодателем горят жаждой не все, исходя из этого соблюдение трудовых прав граждан во многом обеспечивается как раз надзорным органом — Национальной инспекцией труда.

— Новая норма способна привести к ощутимому росту числа нарушений в области трудовых взаимоотношений, — думает глава Межрегионального третейского суда Московской области и Москвы, юрист Олег Сухов. — Это связано с тем, что в соответствии со ст. 423 ТК РФ нормативно-правовые акты РСФСР и СССР, не противоречащие действующему законодательству, выступают в качестве базы регулирования последовательности серьёзных вопросов. К примеру, они затрагивают режим работы в вечернюю и ночную смены, определение вредных производств, организацию охраны труда, исчисление трудового стажа и т.д.

Избежать аналогичного возможно только методом детализации, конкретизировав исполнение каких как раз актов советских органов аккуратной власти не смогут отслеживать надзорные структуры.

— Запрет на все нормативные акты РСФСР и СССР затруднит контроль за деятельностью юрлиц не только в области трудового законодательства, но и в других сферах, к примеру в области гражданского, жилищного права, — вычисляет управляющий партнер HEADS Consulting Александр Базыкин. — Так, большинство СНиП утверждена еще Госстроем СССР в 1980–1990 годах и действует до сих пор, потому, что новые стандарты не были приняты. Действующие СНиПы устанавливают требования среди них и к безопасности работ, производств и т.д.

Специалист кроме этого напоминает, что при определении трудового стажа для назначения трудовых пенсий до сих пор официально руководствуются распоряжением Совмина РСФСР.

Александр Базыкин уточняет, что спорный закон не распространяет собственный воздействие на прокурорский надзор и возможно применим в отношении несоблюдения любого действующего нормативно-правового акта в Российской Федерации, а также актов СССР.

Министерство труда предлагает продолжить до 1 января 2019 года срок, за который требования советских актов по вопросам регулирования трудовых взаимоотношений будут подлежать проверке соответствующими органами.

— За это время будет совершён анализ нормативных правовых актов органов аккуратной власти РСФСР и СССР, регулирующих трудовые отношения, и подготовлены предложения или по их инкорпорации в русского законодательство, или по их отмене. Это разрешит сохранить работникам существующий уровень компенсаций и гарантий, — информирует пресс-служба Минтруда.

— Минтруд России уже начал соответствующую работу, — отмечает Андрей Бережнов. — В частности, уже было предложено инкорпорировать в Трудовой кодекс Российской Федерации положения из нормативных актов советского периода относительно порядка оплаты сверхурочной работы в нерабочие праздники. Подобная инкорпорация отдельных положений нормативных актов бывшего СССР в действующее трудовое законодательство (не только в Трудовой кодекс Российской Федерации) будет содействовать преодолению правовой неопределенности и увеличению эффективности правовых норм.