На помощь заемщикам призвали юристов

ОНФ создал стандарт денежных защитников прав человека

На помощь заемщикам призвали юристов

Фото: ТАСС/Артем Геодакян

Специалисты проекта ОНФ («Общероссийский народный фронт») «За права заемщиков» создали «Стандарт денежных защитников прав человека», что содержит комплект требований к юристам, готовым на публичных началах помогать гражданам. Об этом «Известиям» поведали сами «фронтовики». Как отмечают в ОНФ, такая работа требует важной юридической квалификации, потому, что граждане, попавшие в непростое положение, не просто задают вопросы, но и рассчитывают на конкретную помощь.

Специалисты уверены в том, что роль НКО (некоммерческие организации) увеличивается в связи с тем, что потребители финуслуг — неизменно не сильный сторона сделки.

В ОНФ необходимость стандарта денежных защитников прав человека растолковали тем, что многие неравнодушные люди с активной жизненной позицией добровольно хотят оказать помощь клиентам банков, попавшим в непростую денежную обстановку.

— Но довольно часто мы сталкиваемся с тем, что им не хватает метода из отечественной памятки, совета либо несложной консультации. Единичные случаи юристы из отечественного актива берут на сопровождение. И, само собой разумеется, от того, какой квалификацией они владеют, в значительной мере зависит финал того либо иного дела, — поведала кредитный правозащитник и юрист Елена Фасахова.

По словам начальника проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктора Климова, защита прав потребителей в денежной сфере — это работа со сложным законодательством, непростыми событиями каждого конкретного заявителя. Разбор любого дела — громадной труд, требующий высокой компетентности.

— Нет ничего хуже, в то время, когда человека, попавшего в непростую обстановку, обнадеживают, но никак в следствии не оказывают помощь. Мы поймём, как это усугубляет обстановку. Исходя из этого весьма шепетильно отбираем экспертов, каковые ведут эту правозащитную деятельность от имени проекта в регионах, — пояснил он.

Как поведал начальник проекта ОНФ «За права заемщиков», за базу стандарта были приняты требования, содержащиеся в проекте закона о денежном уполномоченном.

— В соответствии с этими требованиями мы подходим к отбору людей, с которыми трудимся. Практика проекта продемонстрировала эффективность для того чтобы подхода, и мы вычисляем серьёзным систематизировать собственный опыт и поделиться этим с сотрудниками, — отметил Виктор Климов, добавив, что документ планируется разместить в открытом доступе на сайте проекта специально для активистов из региональных отделений.

В соответствии с созданным «фронтовиками» стандартом денежный защитник должен иметь законченное высшее юридическое образование, профзнания, навыки в сфере защиты прав потребителей денежных одолжений, и хорошую деловую репутацию. У него не должно быть судимости за правонарушения в сфере экономики, и за правонарушения средней тяжести, тяжёлые и очень тяжёлые.

Как отмечается в документе ОНФ, денежным защитником прав человека возможно юрлицо (коммерческая (некоммерческая) организация) либо личный предприниматель, прошедшие аккредитацию. В первом случае компания либо организация не должны иметь задолженностей по любому виду необходимых платежей и принимать участие в судебных слушаниях.

В случае если организация либо частное лицо соответствуют всем параметрам, то они должны еще пройти аттестацию, по окончании чего будут внесены в реестр, которым смогут воспользоваться потребители финуслуг.

— Стандарты — это ориентир для тех, кого мы отбираем для защиты прав потребителей денежных одолжений. По сути, защитой прав потребителей занимаются три университета. Денежный омбудсмен, чьи полномочия прописаны в законе, что еще не получил юридическую силу, Общество защиты прав потребителей и ОНФ.

Гражданин может выбрать для себя один из этих университетов, — поведал Виктор Климов.

Он пояснил, что ответственным отличием первого университета от двух вторых есть то, что университет денежного омбудсмена — правовой, это инстанция, которая занимается досудебным урегулированием споров и решения которой имеют силу решения арбитражного суда.

— Отечественные правозащитники, которых мы объединяем, — это всё-таки некоммерческая деятельность публичного перемещения. У нас нет и вряд ли будут те полномочия, каковые будут у денежного омбудсмена. Мы занимаемся фактически всеми категориями потребителей денежных одолжений, а не только заемщиками, — выделил представитель ОНФ.

Глава «Финпотребсоюза» Игорь Костиков показывает, что потребитель — не сильный сторона сделки и в этом смысле главным причиной есть роль правозащитных НКО на денежном рынке.

— Но в применении большинства стандартов, в первую очередь защиты прав потребителей денежных одолжений, имеется одна сложность: они не имеют особенной практики правоприменения и не имеют силы закона. Само собой разумеется, правозащитники делают собственную работу — мы пишем письма, судимся, говорим с потребителями и поставщиками денежных одолжений. Но всё-таки права потребителей не защищаются в должной мере, — отметил глава «Финпотребсоюза».

Пресс-секретарь Общероссийского перемещения валютных заемщиков Галина Григорьева поведала «Известиям», что ОНФ предлагал им собственную правовую помощь.

— Само собой разумеется, каждая помощь — прекрасно, но мы столкнулись с тем, что совсем не продвинулись в судах. Они постоянно принимают сторону банков. Исходя из этого, на мой взор, смысла в таковой правозащитной деятельности нет, пока такова сама судебная совокупность.

Необходимо ее сперва поменять, а позже применять университет защитников прав человека, — вычисляет Галина Григорьева.

Старший юрист BMS Law Firm Тарас Хижняк подчернул, что инициатива, разумеется, преследует благую цель, но призвал помнить, что компетентные и квалифицированные юристы испытывают хронический недостаток свободного от главной работы времени.

— Помимо этого, в силу деградации совокупности наибольшего образования число подлинно опытных юристов довольно мало. Наряду с этим, в большинстве случаев, подобные эксперты стараются перенести собственную практику в мегаполисы, где на их услуги имеется спрос и живут самые платёжеспособные доверители. В этих условиях внедрение аналогичных стандартов приведет к тому, что гражданам «на местах» будет просто не к кому обратиться с просьбой о помощи, — опасается Тарас Хижняк.