Наша жизнь — кинематограф, черно-белое кино

Эта чуть поменянная цитата из Юрия Левитанского вспомнилась при чтении подшивки "Известий" за декабрь 1940 года, причем не в фигуральном, а в самом что ни на имеется буквальном смысле. Номер от 1 декабря раскрывался передовой статьей "Великий гражданин страны социализма", посвященной шестилетней годовщине убийства Сергея Мироновича Кирова. На экранах кинотеатров в эти дни крутили вышедший годом ранее фильм "Великий гражданин", где прототипом главного храбреца — Шахова — был Киров

Эта чуть поменянная цитата из Юрия Левитанского вспомнилась при чтении подшивки "Известий" за декабрь 1940 года, причем не в фигуральном, а в самом что ни на имеется буквальном смысле. Номер от 1 декабря раскрывался передовой статьей "Великий гражданин страны социализма", посвященной шестилетней годовщине убийства Сергея Мироновича Кирова. На экранах кинотеатров в эти дни крутили вышедший годом ранее фильм "Великий гражданин", где прототипом главного храбреца — Шахова — был Киров.

Сталин, лично курировавший советскую кинематографию, к созданию этого фильма показал особенное внимание. Тайна смерти Кирова, унесенная Сталиным в могилу, вынудила вождя народов шепетильно и придирчиво отнестись к сценарию картины. Только по окончании его корректив бывший чекист и красноармеец Фридрих Эрмлер, подчиняясь партийной дисциплине, приступил к съемкам.

И вот сейчас Киров-Шахов снова возвращался к зрителям в красивом выполнении Николая Боголюбова. Сталин безбоязненно допустил рецидив народной любви к своевременно устраненному сопернику в борьбе за партийный трон. Осанна в его адрес была уже неопасна.

Так что создатель известинской передовой смело писал о Кирове: "Он был настоящим храбрецом отечественного времени — пример коммуниста, не знавшего трудностей и страха в достижении цели, поставленной партией Ленина — Сталина".

В газете, не считая передовой, еще целая полоса, прослеживающая жизненный и революционный путь Сергея Кирова: от "мальчика из Уржума" до партийного хозяина Ленинграда, напугавшего собственной популярностью самого Сталина.

Кстати, дню рождения автора киноэпопеи о Кирове Фридриха Эрмлера посвятил панегирик в "Известиях" сотрудник по киноцеху Леонид Трауберг. Радостная будущее классика советского кино, автора "Встречного" (вместе с Юткевичем), незатейливо противопоставлялась неприятной участи основоположника мирового киноискусства, "влачащего сейчас полуголодное существование", Дэвида Гриффита (чей фильм "Нетерпимость" вошел в первую десятку мировых киношедевров).

Еще один известный деятель коммунистической партии, ближайший соратник Ленина был тогда в поле зрения "Известий" и также благодаря чудесному мастерству кино. Борис Агапов выступил в газете с рецензией на новый историко-биографический фильм "Яков Свердлов". Сергей Юткевич снял картину на студии "Союздетфильм", собрав в нем пышный букет знаменитых актеров. Ленина игрался Штраух, Свердлова — Любашевский, Горького — Кадочников.

Охлопкову досталась роль, стыдливо обозначенная в титрах "известный певец": имя эмигрировавшего из России Федора Шаляпина было тогда под запретом.

Одна из сцен происходит на нижегородской ярмарке (Нижний Новгород — родной город первого председателя ВЦИК, в том месте и по сей день на одном из домиков на главной улице сохранилась вывеска — "Граверная мастерская Свердлова", отца будущего революционера). У местного часовщика, пересказывает сцену критик, Горький и Свердлов видят типографский станок — "легкую машину для грозных ударов по всей данной торжествующей кружевной подлости и сытости".

Рядом с данной рецензией по необычному совпадению — информация "Алмазы в лохмотьях". В городе Неприятном (Нижнем Новгороде) задержан старик в неопрятной одежде, по паспорту — И.С. Сидоров. Но внезапно узнается, что это — бывший нижегородский торговец первой гильдии И.С.

Дорожнов. В лохмотьях его одежды было запрятано бриллиантов на 50 тысяч рублей. Занятный сюжетец для автора "Дела Артамоновых".

Но Неприятный умер четыре года с половиной года назад…

5 декабря 1940 года праздновалась вторая четвертая годовщина — Сутки сталинской Конституции, благодаря которой, как отмечалось в передовой, наша страна "продолжала собственный постепенный переход к коммунизму". Среди бессчётных материалов, посвященных знаменательной дате, был поэтический перл известного в свое время казахского акына Джамбула Джабаева "Моя Отчизна"": "Мне Ленин тёплую руку подал, / Он с ног моих ханские цепи сорвал, / Он Сталину все обо мне поведал, / И Сталин великий закон написал. / …Закон собственной Отчизны — счастья маяк. / Он — сталинский ум. Он — опора моя".

А ведь были, оставались в той жизни яркие, чистые умы. Вот академик Иоффе в статье "Превосходное открытие молодых советских ученых" с гордостью говорит о выдающейся работе учеников академика Курчатова Г.Флерове (27 лет) и К. Петржаке (32 года), сделавших фундаментальное открытие — спонтанное деление урана. Оно явилось исходным пунктом для новой области ядерной физики.

В ту пору они синтезировали 93-й элемент Таблицы Менделеева. Считалось, что это предел. В 2007 году в лаборатории ядерных реакций имени Флерова был синтезирован 118-й элемент.

Вот уж воистину "жизнь моя — кинематограф, черно-белое кино". В этом случае "белое", но уже в фигуральном смысле.

Станислав Сергеев E-mail: istclub@izvestia.ru

Написать комментарий

// понедельник, 1 декабря 2008 года

Наша жизнь — кинематограф, черно-белое кино

Эта чуть поменянная цитата из Юрия Левитанского вспомнилась при чтении подшивки "Известий" за декабрь 1940 года, причем не в фигуральном, а в самом что ни на имеется буквальном смысле. Номер от 1 декабря раскрывался передовой статьей "Великий гражданин страны социализма", посвященной шестилетней годовщине убийства Сергея Мироновича Кирова. На экранах кинотеатров в эти дни крутили вышедший годом ранее фильм "Великий гражданин", где прототипом главного храбреца — Шахова — был Киров
скопируйте данный текст к себе в блог:

// понедельник, 1 декабря 2008 года

Наша жизнь — кинематограф, черно-белое кино

Эта чуть поменянная цитата из Юрия Левитанского вспомнилась при чтении подшивки "Известий" за декабрь 1940 года, причем не в фигуральном, а в самом что ни на имеется буквальном смысле. Номер от 1 декабря раскрывался передовой статьей "Великий гражданин страны социализма", посвященной шестилетней годовщине убийства Сергея Мироновича Кирова. На экранах кинотеатров в эти дни крутили вышедший годом ранее фильм "Великий гражданин", где прототипом главного храбреца — Шахова — был Киров Iiainoe NIE2 ? Новости net.finam.ru