Наши люди в булочную на такси ездят

Банки и аналитики утверждают изменение потребительских стандартов

Наши люди в булочную на такси ездят

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Россияне стали меньше ходить в рестораны высокого класса и среднего, заменив их на питание в фастфудах. При посещении баров они перешли на более недорогие напитки. Иначе, россияне стали больше пользоваться одолжениями такси и брать в магазинах свободной торговли (duty free).

Такие выводы возможно сделать из изучения банка «Русский стандарт» (имеется у «Известий»), в котором эксперты кредитной организации проанализировали трансакции клиентов. Экономисты растолковывают такие тенденции легко — население пробует повысить эффективность уменьшающихся затрат.

Как указывается в изучении, количество операций по картам в заведениях стремительного питания за первое полугодие 2016 года продемонстрировал рост на 37% если сравнивать с подобным периодом 2015-го, наряду с этим средний чек увеличился всего на 2%. Из данных «Русского стандарта» (банк входит в топ-3 по величине эквайринговой сети в стране) видно, за счет чего увеличилась клиентура фастфуда. Количество платежных операций в ресторанах более большого класса упало на 7%, а средний чек уменьшился на те же 2%.

Особенно тенденция к экономии прослеживается среди молодежи, отмечают в «Русском стандарте». По результатам первого полугодия средний чек парней в премиальных ресторанах и средних уменьшился до 1296 рублей, а вот в ресторанах стремительного питания он вырос всего на 5 рублей — до 350 рублей.

Примечательна и экономия соотечественников на барах: средний чек на алкогольные напитки уменьшился на 15% и составил 867 рублей, а вот количество трансакций осталось фактически неизменным если сравнивать с январем–июнем прошлого года. В банке «Русский стандарт» такие показатели растолковывают не тем, что люди стали меньше посещать бары — легко они начали доходить к выбору напитков более экономно, выбирая более недорогие марки.

В НСПК подтверждают динамику по фастфудам и ресторанам, представленную банком.

Любопытно, что при всей экономии количество поездок на такси за год увеличилось всего на 2%, а вот средний чек за эту услугу сократился по результатам января–июня на 15%, составив 1443 рубля против 1,7 тыс. рублей годом ранее.

не меньше необычным стал и тот факт, что россияне стали чаще выполнять приобретения в магазинах duty free. Согласно данным «Русского стандарта», количество операций в магазинах свободной торговли подросло практически на треть, либо на 28%, при сравнении с 2015 годом. Увеличилась и сумма среднего чека приобретения — на 16%, до 5440 рублей.

Но, экономисты не нашли ничего необычного в трансформациях платежного поведения россиян. Согласно точки зрения специалистов, сокращение затрат на напитки и питание при одновременном росте популярности поездок на такси и приобретений в duty free — попытка повысить эффективность трат в кризисное время.

— Вправду, имеется тренд «дауншифтинга» потребительских стандартов. Другими словами в условиях, в то время, когда зарплаты в ряде секторов не растут, люди, само собой разумеется, потребляют более недорогие товары либо товары более низкого качества. Это и отражает падение средней суммы чека, — рассуждает основной экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

Так, согласно статистике, настоящие располагаемые доходы (доходы с вычетом необходимых платежей с поправкой на инфляцию) населения страны за первое полугодие упали практически на 5% в годовом выражении. Инфляция же по результатам июня 2016 года в сравнении с июнем 2015-го выросла на 7,5%.

— Тренд на понижение доходов держится второй год подряд, — отметил директор по изучениям и аналитике Промсвязьбанка Николай Кащеев. — Это весьма глубокая просадка.

Рост популярности такси на фоне экономии на еде специалисты банка «Русский стандарт» растолковывают ужесточением борьбы среди таксопарков и внедрением новых разработок. С одной стороны, компании вводят более эластичные тарифы. С другой — многие из них имеют приложения, каковые разрешают расплатиться картой.

Имеется и региональная специфика. К примеру, в Москве с ужесточением правил парковки многим автолюбителям несложнее воспользоваться такси, чем пробовать как-то приткнуть машину в городе. Повышение платежей наряду с этим свидетельствует рост спроса на услуги такси, потому, что сейчас оно не воспринимается как элитный вид транспорта, додают в «Русском стандарте».

Экспертов не удивляет и тот факт, что россияне стали больше брать в duty free и экономить за счет этого. Приобретения импортных товаров в магазинах свободной торговли стали более удачны, чем в розничных магазинах, из-за стабилизации курса рубля, пояснили в «Русском стандарте». Ранее же его резкие скачки в первую очередь отыгрывались на товарах в магазинах duty free.

Второй фактор, повлиявший на трансформацию платежного поведения россиян, — политика банков, додаёт Наталия Орлова. Кредитные организации приблизительно с конца прошлого года всё чаще предлагают клиентам пластиковые карты с разными программами лояльности либо cash-back (возврат на карту части суммы платежа), пояснила она.

Наряду с этим растет часть держателей банковских карт в целом по России, что связано, например, с увеличением культуры безналичных расчетов в обществе. Помимо этого, динамика затрат граждан по картам не резко отличается от платежей наличными. Согласно данным крымского РНКБ, предельное число трансакций совершается в гастрономах (52,7% от общего количества трансакций), сетях АЗС (13,7%), ресторанах, кафе и барах (7,1%), а также в аптеках (5%) и магазинах парфюмерии и бытовой химии (4%).