Никуда без детектива

Несколько дней назад издательство "ЭКСМО" отпраздновало 150-летие русского детектива, посчитав точкой отсчета встречу Достоевского с каторжанином, что, по одной из предположений, стал прототипом Раскольникова из "наказания и Преступления". Помимо этого, был создан музей детектива ("Известия" написали о нем в субботу). Это хороший предлог, дабы окинуть взглядом первое десятилетие нынешнего российского детектива и совершить его "структурный анализ".

В номере от 4 марта мы опубликовали путеводитель по современной русскому фантастике. Сейчас перед вами вторая статья о современном состоянии популярных литературных жанров

В советское время детективов было мало. Любой выпуск "Зарубежного детектива" становился грандиозным событием. Самого же отечественного детектива как жанра, возможно сообщить, не существовало вовсе: в СССР не было университета частного сыска — не было и идеи распутывания дела как личной инициативы, данной основной составляющей любого детектива. Детективный бум пришелся на начало 90-х, в то время, когда читатели начали заново открывать для себя Рекса Стаута, Чейза, Гарднера и других зарубежных китов топора и пера. Просматривали все без исключение, взахлеб, обсуждали, где больше трупов и где круче интрига.

Но неспешно публика пресытилась американскими крутыми юношами и захотела собственного, родного. Спрос на отечественный детектив породил рынок русских авторов, пишущих про частных сыщиков, спецназовцев, ментов либо, на худой конец, уголовных авторитетов. Законы начала диктовать не идеология, а коммерция. За маленький срок российский детектив был изменен. Время анархии миновало. В стане детектива, как и в семье детей лейтенанта Шмидта, наступили полный жанровый и стилевой порядок, благодать и тишь.

О направлениях в российского детектива — по порядку. ЖЕНСКИЙ ДЕТЕКТИВ. Его родоначальницей стала Александра Маринина.

Именно она в первый раз ввела в детектив обыденность и узнаваемые бытовые неприятности. Героиня Марининой Настя Каменская брала за душу собственной безликостью, похожестью на каждого. Романы были в полной мере нравоучительными: в случае если добро торжествовало и не всегда, то зло в обязательном порядке наказывалось, Каменская выступала в роли Фемиды и честно выполняла собственный милицейский долг. Эстафету у Марининой подхватили Полина Дашкова, Марина Серова и Виктория Платова.

Дашкова, позаимствовав сюжетные ходы и основные приёмы Марининой, с наслаждением добавила в детектив мало жестокости и крови. В ее основных героинях четко просматривался сам создатель. Марина Серова в действительности была коллективом саратовских писателей, где любой привносил в персонажей что-то от себя. В итоге героини данной придуманной писательницы получались некими андрогинами, универсальными воинами женского пола. Виктория Платова прославилась образом собственной "Евы-Золушки", которую позднее сыграла Амалия Мордвинова.

Это было уже что-то новенькое (но, западно-киношное): в случае если Каменская смотрелась скорее интеллектуалом, аналитиком, Холмсом в юбке, то Ева была тайным агентом, Никитой по-русски, бегающей по крышам и имеющей в запасе как минимум девять судеб. Чуть ли не каждый месяц в женском детективе прибавляется авторов. "Ничего необычного, — вычисляет пресс-секретарь издательства "ОЛМА-пресс" Александр Сирота. — Как ни необычно, главным потребителем детективов являются как раз дамы, на них и ориентированы бессчётные донцовы, дашковы и другие. Женский детектив более мягкий, более бытовой. Прогнозы? Отечественная просматривающая публика в целом достаточно инертна и консервативна, она предпочитает видеть детектив "чистым жанром", так что вряд ли в нем случатся кардинальные перемены. Женский детектив так же, как и прежде останется в моде".

ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ. В этом, еще довольно не созданном жанре все лавры в большинстве случаев достаются Борису Акунину. Еще недавно его Фандориным бредили чуть ли не все.

Разгадка несложна: Эраст Петрович Фандорин по всем показателям входит в число тех полных сверхгероев наподобие Шерлока Холмса, Арсена Люпена, Джеймса Бонда, в меньшей степени Эркюля Пуаро (по причине того, что непривлекателен: мелкий, лысый, усатый), Фантомаса и Бэтмена, каковые становятся знаками времени. Но он отечественный, русский. Вдобавок Фандорин глубже, чем Шерлок Холмс, и он более очеловечен. Возможно, это следствие национального характера, но русский сверхгерой Фандорин имеет недостатки и свои слабости.

Подтверждая легенду о "таинственной славянской душе", он грустен (на другими словами собственные веские обстоятельства). Забавно, что современным храбрецом, "храбрецом отечественного времени" стал человек финиша века 19-го. Параллельно с Акуниным в жанре исторического детектива творит и Леонид Юзефович.

Его храбрец — глава санкт-петербургской сыскной полиции Иван Путилин — был в начале 20-го века персонажем недорогих брошюрок, лубочных изданий. Карикатурой на Фандорина и Путилина выглядит храбрец Валентина Лаврова "граф Соколов — гений сыска". Лавров звучно заявляет, что есть родоначальником "русского исторического детектива".

Что ж, пускай это утверждение останется на совести автора. Граф Соколов соблазняет манерных княгинь, укладывает одним ударом десятерых, по ходу дела предотвращает покушение на царскую семью — и все в фирменных традициях pulp fiction, американского бульварного чтива. ИРОНИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ.

Данный жанр пришел к нам вместе с Иоанной Хмелевской. С конца 90-х зашевелились русские "ироничные детективщики". Среди них по традиции лидирует не сильный пол. "Королевой иронического детектива" считается Дарья Донцова со собственными частными сыщицами, владеющими редкими профессиями и странными именами.

Как говорят большая часть читателей Донцовой, за чтением ее детективов возможно расслабиться и ни о чем не думать. С ними прекрасно ехать в метро, просматривать их в очередях в поликлинике либо на отдыхе в Подмосковье. Донцова взрыхлила хорошую почву: полностью асексуальная незадачливая героиня, попадающая в различные переделки, вредные соседи, неугомонные дети, лающие псы — все это сплетается в клубок комедии положений: за сюжетом уследить тяжело, просматривать — весьма интересно. Бессчётные клоны Донцовой — Полякова, Милевская плюс с дюжина вторых — пишут на порядок хуже, но так же скоро и плодовито.

ДЕТЕКТИВ-БЕСТСЕЛЛЕР. Показалась на рынке и новая плеяда "русских Сидни Шелдонов": Сергей и Анна Литвиновы плюс Олег Андреев. Литвиновы имеют все шансы обогнать старика Шелдона — тот уже исписался, а они юные, к тому же их двое: брат несёт ответственность за мужские персонажи в детективах, сестра — за женские. Они начинали во второй половине 90-ых годов двадцатого века, победив в конкурсе "Комсомольской правды" на лучший детективный рассказ. Для начала авторы представились перед читателем как две сестры. Сейчас же афера раскрыта, и Литвиновы с наслаждением пишут книги на несколько, создавая детектив глазами женщины и мужчины.

И никакой дискриминации по половому показателю. Олег Андреев более честно копирует в собственных произведениях Шелдона и Артура Хейли, близко сдабривая сюжеты национальным колоритом. Вместо хейлиевского "Аэропорта" у него "Вокзал": отличие налицо. Получается необычный гибрид романа-трагедии, "саспенса" и "чернухи". КРУТОЙ ДЕТЕКТИВ.

Все еще жив и жанр крепкого мужского боевика. Прилавки книжных магазинов ломятся от собраний произведений Хруцкого, Тополя, Доценко, Бушкова и др. Эти книги с радостью берут и мужчины, и дамы, не смотря на то, что пик их популярности, пришедшийся на середину 90-х, уже сзади. Подобные детективы пишутся как школьные произведения, по одному шаблону и выстроены на очевидных противостояниях: хорошие-нехорошие, менты-уголовники, честность-коррупция. От книги к книге ничего не изменяется, разве что декорации.

Храбрец, как Феникс, всегда оживает заново — такой же могучий и непобедимый. Основное для храбреца — защита корпоративных заинтересованностей, преданность неспециализированному делу, которое возможно и воровской "малиной", и делом МВД. Как показывает опыт, образцы этого жанра лучше смотрятся на экранах телевизоров, чем на бумаге. По крайней мере, "Менты" Кивинова и "Турецкий" Фридриха Незнанского в далеком прошлом уже живут собственной тележизнью. "Телевизор очень сильно подрубил книжный рынок. Наблюдать так как значительно эргономичнее, чем просматривать. Между сериалами и детективами идет твёрдая борьба, и увы, детективы аналогичного крутого типа проигрывают", — говорит Сергей Максимов, помощник главреда издательства "Вагриус".

Наконец, МИСТИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ. броская представительница этого жанра Марина Юденич достаточно далека от собственного российского читателя. Излишне манерная, она в собственности скорее к традициям европейского детектива, да и истории, каковые она говорит, очевидно не отечественного разлива. Рассчитанная на собственный узкий слой читателей, Юденич вряд ли сможет покорить детективный рынок, но постоянно будет изящно противостоять чтиву и боевикам. Детективов большое количество, и различных.

Сравнительно не так давно появившаяся русский литература уже не очевидна и отнюдь не неинтересна. Чем не хорошо? А что Вы думаете об этом? Написать комментарий

// вторник, 23 апреля 2002 года

Никуда без детектива

Несколько дней назад издательство "ЭКСМО" отпраздновало 150-летие русского детектива, посчитав точкой отсчета встречу Достоевского с каторжанином, что, по одной из предположений, стал прототипом Раскольникова из "наказания и Преступления". Помимо этого, был создан музей детектива ("Известия" написали о нем в субботу). Это хороший предлог, дабы окинуть взглядом первое десятилетие нынешнего российского детектива и совершить его "структурный анализ".

В номере от 4 марта мы опубликовали путеводитель по современной русскому фантастике. Сейчас перед вами вторая статья о современном состоянии популярных литературных жанров
скопируйте данный текст к себе в блог:

// вторник, 23 апреля 2002 года

Никуда без детектива

Несколько дней назад издательство "ЭКСМО" отпраздновало 150-летие русского детектива, посчитав точкой отсчета встречу Достоевского с каторжанином, что, по одной из предположений, стал прототипом Раскольникова из "наказания и Преступления". Помимо этого, был создан музей детектива ("Известия" написали о нем в субботу). Это хороший предлог, дабы окинуть взглядом первое десятилетие нынешнего российского детектива и совершить его "структурный анализ".

В номере от 4 марта мы опубликовали путеводитель по современной русскому фантастике. Сейчас перед вами вторая статья о современном состоянии популярных литературных жанров Iiainoe NIE2 ? Новости net.finam.ru