Новейшие российские субмарины поплывут в Сахару

Российская Федерация и Марокко ведут консультации о поставках Рабату подводных бомбардировщиков проекта «и» лодок Лада Су-34

Новейшие российские субмарины поплывут в Сахару

Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

Марокко ведет консультации с российской федерацией о покупке экспортной версии новейшей подлодки проекта 677 «Лада», сказал «Известиям» влиятельный источник в судостроительном комплексе. Кроме этого, согласно данным марокканских СМИ, Рабат проявляет интерес к фронтовым бомбардировщикам Су-34, прекрасно зарекомендовавшим себя в Сирии. Аналитики утверждают, что у Марокко имеется веские политические обстоятельства для приобретения русском боевой техники, но поставки на экспорт субмарин типа «Лада» вряд ли начнутся ранее 2020 года.

Как узнали «Известия», Москва и Рабат обсуждают вероятную продажу марокканским ВМС подлодки проекта «Амур-1650», до тех пор пока коммуникации осуществляются в режиме консультаций. Заинтересовавшая Марокко модель подлодки (ПЛ) представляет собой экспортную версию русском неатомной субмарины проекта 677 «Лада». Основной изюминкой этого проекта будет воздухонезависимая энергетическая установка, которая избавит лодку от необходимости всплывать на поверхность для подзарядки аккумуляторная батарей.

Появление таковой ПЛ на вооружении марокканских ВМС значительно повысит их возможности, потому, что «Амур-1650» будет вооружаться крылатыми ракетами «Клаб» — экспортной версией прекрасно продемонстрировавших себя в Сирии «Калибров».

Любопытно, что, согласно данным местной печати, Марокко кроме этого проявляет интерес к русскому авиационной технике, в частности к экспортной версии бомбардировщика Су-34, внимание на что по окончании операции в Сирии обратили кроме этого Иордания и Оман. По официальной версии, новые оружия необходимы Рабату для противодействия террористам , но специалисты считают, что речь заходит скорее о противостоянии с соседним Алжиром, что уже давно закупает у РФ и подлодки и самолеты «Сухого».

— Марокко в течении десятилетий находится в противостоянии с Алжиром из-за Западной Сахары, — пояснил Николай Сухов, научный сотрудник Университета Африки РАН, вице-президент Интернационального клуба ближневосточных изучений. — Обе страны кроме этого претендуют на роль центров силы в регионе. вести войну между собой они не планируют, но меряются военной мощью, другими словами ревниво отслеживают, какое оружие имеется у соперника, и стараются поддерживать баланс.

По словам специалиста, для Рабата приобретение лодки — в первую очередь вопрос престижа, поскольку у Алжира подводные силы уже имеется, а у Марокко нет. А Су-34 смогут понадобиться для ответа в полной мере конкретных задач, к примеру для борьбы с сахарскими повстанцами.

— Алжир на данный момент переориентируется на французское, американское и китайское оружие в надежде взять преимущество, а Марокко, напротив, обратило внимание на продукцию российского ОПК, — отметил Николай Сухов. — У его окружения и короля никаких предубеждений в отношении России нет. Тем более что Москва предлагает привлекательные денежные условия.

Как сказали «Известиям» в военно-промышленном комплексе, вопрос продажи за предел дизель-электрических подводных лодок с воздухонезависимыми энергетическими установками заслуживает отдельного изучения. В первую очередь вследствие того что ПЛ типа «Амур» — это сложные с позиций эксплуатации суда, и нужно осознавать, смогут ли их полноценно эксплуатировать ВМС какой-либо страны-клиента. У России до тех пор пока всего два таких корабля: один находится в умелой эксплуатации, второй — на стапелях в стадии строительства.

Другими словами ни один из них не принят на вооружение собственного флота, а без этого, по словам собеседника «Известий», предлагать подобную разработку на экспорт не совсем корректно.

Военно-морской специалист Владимир Щербаков пояснил «Известиям», что создание подводных сил — дело весьма затратное.

— В цену субмарины входит и постройка берегового тренажера, и совокупности обеспечения, и обучение технических специалистов и экипажа, — поведал специалист. — В большинстве случаев еще включается первый набор оружия — торпеды-ракеты. Это не десятки миллионов американских долларов, а намного больше.

Согласно точки зрения Владимира Щербакова, Марокко лучше приобрести лодки проекта 636 «Варшавянка».

— Они проверены временем, модернизированы, вооружены комплексом «Клаб», смогут поражать каждые цели, — поведал он. — Единственный недочёт проекта 636 — отсутствие воздухонезависимой энергетической установки, но это принципиально важно для операций на океанских коммуникациях, а у марокканцев всё под боком. Доводки лодки проекта 677 нужно будет ждать, поскольку первая субмарина до сих пор в умелой эксплуатации.

Но, отечественные эксперты сохраняют надежду за пара лет решить проблему.

— Научно-технический задел по воздухонезависимым установкам создан, — сказал «Известиям» исполнительный директор ФГУП «Крыловский научный центр» Михаил Загородников. — Проработана установка с паровым реформингом с электрохимическим генератором на твердотелых элементах (подобная установка стояла на космическом челноке «Буран»). Создан промышленный пример. Из принципиальных разработок тут критичны три: получение из ДТ водорода, создание электрохимического генератора, извлекающего из водорода электрический ток, — это освоено. Но вот третий цикл — утилизация отходов жизнедеятельности первого цикла, другими словами удаление СО2, — еще недоработан и требует решения.

Фактически, под это и требуются деньги, причем очень важные. Речь заходит о миллиардах рублей. на данный момент определяются источники финансирования.

По словам эксперта, первой новую энергетическую установку возьмёт ПЛ «Лада». ЦКБ «Рубин» уже вписывает ее отсек в конструкции корабля.

— Решить эту задачу при должном финансировании возможно будет через три года, — вычисляет Михаил Загородников. — Дальше установку планируется внедрить на последовательности вторых объектов, о которых до тех пор пока рано сказать.