Новые реалии

Осенний комплект будет тяжёлым для русского бизнес-образования. Трудиться в прошлых количествах школы не смогут — снижение спроса на их услуги налицо. Университетам придется без шуток производить перерасмотрение собственную ценовую политику и кардинально поменять стратегию развития. Чем это обернется для слушателей, узнал Дмитрий Кадатов

Осенний комплект будет тяжёлым для русского бизнес-образования. Трудиться в прошлых количествах школы не смогут — снижение спроса на их услуги налицо. Университетам придется без шуток производить перерасмотрение собственную ценовую политику и кардинально поменять стратегию развития.

Чем это обернется для слушателей, узнал Дмитрий Кадатов.

Рынок бизнес-образования в последнии месяцы был изменен. Кроме того, что ощутимо сократился спрос, коренным образом изменились требования слушателей к предлагаемым программам. Но, не не изменились и сами обучающиеся.

Другие люди

Портрет слушателей программ МВА сейчас уже не таковой, как день назад. Изменилась возрастная структура слушателя. Средний возраст неумолимо значительно уменьшается. В случае если раньше на программы Executive MBA ВШМ шли учиться по большей части в 35 лет, то сейчас уже в 33 года.

В ИЭФ "Синергия" вместо 35-34 лет годом ранее средний возраст слушателей приблизился к отметке в 32-31 год.

В кризис увеличился процент дам, поступающих на программы Executive MBA. В ИЭФ "Синергия" делается больше красивой половины человечества, сейчас соотношение между женщинами и мужчинами образовывает 60/40 вместо 70/30 ранее. В бизнес-школе "МИРБИС" гендерное соотношение такое же, а вот возрастной диапазон значительно шире. "Кто идет приобретать МВА сейчас: возраст 30-38 лет, практически 50% — представители технических профессий, около 30% — экономисты либо финансисты, до 10% — юристы, менее 10% — представители вторых профессий.

Растет число дам, всегда возрастает удельный вес слушателей, имеющих высшее техническое образование, возрастает часть собственников и топ-менеджеров в числе слушателей", — отмечает тенденции начальник программы МВА-Денежный менеджмент Столичной интернациональной высшей школы бизнеса "МИРБИС" Екатерина Лисицына.

В ВШМ более половины слушателей — собственники и топ-менеджеры, наряду с этим представители настоящего бизнеса (производство) составляют 40%. В "Синергии" слушатели, в большинстве случаев, трудятся в секторе FMCG, денежных и банковских структурах, нефтяной и газовой отрасли, торговле, IT-консалтинге и компаниях. Причем 65% — представители среднего и малого бизнеса и лишь 35% — начальники больших русских и интернациональных компаний.

Быть может, средний бизнес и малый наконец поверил обещаниям правительства оказать ему всяческую помощь и решил активным образом включиться в процесс модернизации страны. По крайней мере, президент Медведев много раз сказал о том, что государство создаст "малышам" комфортные условия чтобы они внесли свою лепту в ответ таких задач, как развитие инноваций и диверсификация экономики.

Новые требования

Бывшие выпускники бизнес-школ уже завели мировую экономику в тупик. В итоге сейчас приходится рассчитывать лишь на будущих обладателей дипломов МВА — как раз им предстоит сыграть ключевую роль в ближайшую несколько лет в преодолении кризисных явлений и обеспечении подъема.

Но экономика сейчас кроме надежд на управленцев, каковые придут на смену нынешним, возлагает на них и определенные требования. Новые менеджеры должны владеть управленческими навыками и современными знаниями, а где их забрать, как не в бизнес-школах. В итоге "практически не снизилась популярность на программы МВА для высшего звена начальников русских компаний", говорит Леонид Евенко, д.э.н., проф., ректор ВШМБ АНХ, президент РАБО. "А вот программы дневного обучения фактически погибли.

Рынок бизнес-образования дифференцируется, и в частности слушатели МВА переходят на более маленькие, узкоспециализированные программы. Эта тенденция характерна для зрелых рынков, где предложение превышает спрос", — вычисляет он.

Изменилась и мотивация при выборе программ МВА. Очень сильно вырос спрос на программы неспециализированного стратегического менеджмента, но снизился интерес к программам банковского и инвестиционного менеджмента. Кроме этого чаще стали практиковаться разного рода выездные занятия по базисным организациям либо компаниям — партнерам бизнес-школ. "Уже в начале года было разумеется, что спрос на образовательные услуги в 2009 году в целом будет снижен и переформулирован. В случае если сказать о программах корпоративного обучения, то выговор перемещается на оценку эффективности обучения. Раньше компании учили частенько веерным методом, всех, всему, без четкого понимания, какой итог это обучение даст.

Сейчас пользуются спросом адресные программы, четко заточенные под потребности компании и с необходимой оценкой эффективности", — думает помощник декана по программам для начальников ВШМ СПбГУ Ольга Удовиченко.

Спрос растет на дженералистские программы, формирующие системное мировоззрение, разрешающее принимать управленческие ответы в условиях рисков и неопределенности. "Сокровище данной компетенции сохранится а также возрастет, тогда как, к примеру, управление финансами, маркетингом будет претерпевать значительные трансформации, какими они будут по окончании завершения кризиса, выяснить сложно", — заявляет Лариса Карташова, проректор по развитию и международным связям в первых рядах "Синергия".

Не секрет, что те бизнес-школы, кто не отменил весенние комплекты, столкнулись с некоторыми трудностями, в то время, когда многие потенциальные слушатели заняли выжидательную позицию и откладывали принятие ответа на осень. "Сейчас, разбирая процесс комплекта в течение летних месяцев и в сентябре, мы увидели некое оживление рынка и планируем набрать слушателей на обе программы (ближайшая несколько EMBA на русском стартует в ВШМ в первых числах Декабря, несколько DDEMBA на английском — в первых числах Января)", — говорит исполнительный директор программы Executive MBA ВШМ СПбГУ Юлия Свинцова.

Бизнес-школы пробуют заинтересовать слушателей специальными программами, учитывающими реалии нынешнего состояния русском и глобальной экономики. К примеру, в "МИРБИС" организована новая программа, учитывающая ступени карьерного роста финансистов и включающая три уровня получения образования: увеличение квалификации, опытная подготовка, получение степени мастера делового администрирования. "Три ступени обучения по программе МВА соответствуют трем карьерным уровням, соответственно, — менеджер, глава (начальник) отдела, директор подразделения", — поясняет Екатерина Лисицына. С этого года "МИРБИС" кроме этого внедряет неповторимую образовательную программу "Национальный фаворит".

Она направлена менеджерам бизнес-институтов и структур власти, ориентированных не только на критерий и личностный рост экономической эффективности бизнеса, но и на практическое внедрение менеджмента, выстроенного на социальной ответственности и ценностном подходе.

Многие школы выполняют эластичную ценовую политику, меняют разработке проведения учебного процесса, используют новейшие формы обучения — как аудиторные, так и независимой работы. Громадное внимание уделяется кроме этого формированию эмоционального интеллекта топ-менеджера в управленческой практике. "Ощущается резкое ухудшение борьбы на рынке образовательных одолжений. Выбирающим программу МВА на данный момент очень тяжело разобраться в ситуации на рынке бизнес-образования", — резюмирует декан факультета опытных программ Общероссийской академии внешней торговли Министерства экономики Ольга Андреева.

Написать комментарий

// понедельник, 5 октября 2009 года

Новые реалии

Осенний комплект будет тяжёлым для русского бизнес-образования. Трудиться в прошлых количествах школы не смогут — снижение спроса на их услуги налицо. Университетам придется без шуток производить перерасмотрение собственную ценовую политику и кардинально поменять стратегию развития. Чем это обернется для слушателей, узнал Дмитрий Кадатов
скопируйте данный текст к себе в блог:

// понедельник, 5 октября 2009 года

Новые реалии

Осенний комплект будет тяжёлым для русского бизнес-образования. Трудиться в прошлых количествах школы не смогут — снижение спроса на их услуги налицо. Университетам придется без шуток производить перерасмотрение собственную ценовую политику и кардинально поменять стратегию развития. Чем это обернется для слушателей, узнал Дмитрий Кадатов Iiainoe NIE2 ? Новости net.finam.ru