Новый Гоголь

В Новосибирском оперном театре состоялась мировая премьера оперы "по мотивам произведений Н. Гоголя" "Ревизор", поставленная известным режиссером Михаилом Левитиным. Первые зрители были поражены не только музыкой и либретто, но и поющим дирижером, молчащим Хлестаковым

В Новосибирском оперном театре состоялась мировая премьера оперы "по мотивам произведений Н. Гоголя" "Ревизор", поставленная известным режиссером Михаилом Левитиным. Первые зрители были поражены не только музыкой и либретто, но и поющим дирижером, молчащим Хлестаковым
и светло синий в оркестр Осипом, Бобчинским и Добчинским…

Один узнаваемый режиссер по окончании премьеры "Ревизора" дал обещание поставить монумент тому, кто сумеет обрисовать и сделать тождественный анализ левитинского спектакля. Летняя премьера театра оперы и балета в действительности оказалась непростой и спорной. В зрительном зале равнодушных к происходящему не выяснилось.

Неравнодушие — показатель успеха…

Как бы не сложилась репертуарная и фестивальная будущее новосибирского "Ревизора", данный спектакль войдет в историю театра оперы и балета. Войдет хотя бы вследствие того что это мировая премьера — другими словами первое сценическое воплощение оперы Владимира Дашкевича. Дашкевич — лицо в музыкальной России известное.

Все не забывают его музыку к фильмам "Шерлок доктор и Холмс Ватсон", "Бумбараш", "Собачье сердце", "Зимняя вишня" и многим вторым. Известен он и как театральный композитор — написал музыку более чем к 80 пьесам. Но сущностно оперным композитором он ни при каких обстоятельствах не был (если не считать оперы "Клоп", написанной в первой половине 80-ых годов двадцатого века, но не имеющей богатой сценической жизни).

Исходя из этого "Ревизор" — это первый большой оперный опыт Дашкевича. Делать выводы о его музыке (да и по большому счету о музыке) сложно. Тут и киношные мотивы (Дашкевич довольно часто цитирует самого себя), и опереточная яркость, и водевильная вольность, и оперная строгость, "серьезность" также присутствует.

Еще на протяжении увертюры многие зрители звучно удивлялись: "Мы попали на мюзикл?" — задавали вопросы они приятель у приятеля.

Постановщиком оперы выступил узнаваемый столичный режиссер, бессменный начальник театра "Эрмитаж" Михаил Левитин.

К слову сообщить, вся постановочная команда "Ревизора" творчески в далеком прошлом связана между собой. Создатель оперы Владимир Дашкевич сотрудничает с Левитиным уже практически полвека, написал музыку ко многим его пьесам. дирижёр и Музыкальный руководитель постановки — Андрей Семенов, он же заведующий музыкальной частью театра "Эрмитаж" с 1993 года.

Юлий Ким — известнейший русский бард — соавтор Дашкевича по либретто — также тесно связан с "Эрмитажем".

Подобная сплоченность, как ни необычно, как ни жалко, не всегда идет на пользу неспециализированному делу — театру. Быть может, так произошло и в "Ревизоре". Идеальная дружба не разрешила режиссеру Левитину заметить (а правильнее — преодолеть) значительные недочёты либретто.

Как режиссер, он отправился за Дашкевичем и Кимом, вынося на сцену все смысловые недоработки первого и второго.

Думается, что именно к тексту оперы и будет обращено большая часть зрительских вопросов. "Ревизор" Дашкевича и Кима, конечно же, не равен "Ревизору" Гоголя. Однако авторы либретто не пошли по несложному пути "инсценировки".

Они практически дописали "Ревизора" — сделали ему предысторию и добавили финальные сцены. Одним словом, спектакль начинается не с извещения Городничего о прибытии ревизора и заканчивается вовсе не немой сценой. Начинается он значительно раньше — с момента игры в карты Хлестакова с пехотным капитаном. Но в случае если придуманное начало еще хоть как­то соотносится с гоголевским миром, то финал всецело выходит за рамки гоголевского текста. В конце зрителей ожидает сцена казнь и суда Хлестакова.

Взбешенные обманом обитатели города N догоняют "ревизора" и устраивают самосуд. Само собой разумеется, в театре все и на все есть в праве. Вопрос лишь в художественной убедительности той либо другой трактовки. В этом случае никакой убедительности не было. Смерть Хлестакова полностью не оправдана и не подготовлена прошлыми сценами: ни он не выглядит "злостным обманщиком", повинным смерти, ни чиновничья братия не выглядит этакими монстрами, талантливыми убить человека, что всего­навсего "обманываться рад".

Кроме этого непонятен полностью неприкрытый пафос авторов либретто, который связан с душой, людской совестью, поющим нищим мальчиком… Что-то невнятное о судьбах России… И как не идет данный пафос Левитину! Режиссеру-эксцентрику, фантазеру, буффону, клоуну, в итоге!

Мнения большинства "подготовленных" зрителей на данный счет совпали.

При всем наряду с этим, основное преимущество "Ревизора" — в режиссуре. Левитин добился блестящей актерской игры от многих оперных исполнителей. Сам же Хлестаков — приглашенный из Москвы Петр Борисенко — и по пению, и по игре, к сожалению, существенно уступает многим актерам­исполнителям.

У Борисенко весьма ограниченная пластика, масса музкомедийных штампов. Не весьма сильный тенор.

Не в противном случае как казусом возможно назвать оформление сценического пространства, выполненное Василием Валериусом. Его аляпистые компьютерные разводы на планшете сцены и на заднике — а­ля заставка "Windows Media Player" — очень редко сочетаются с происходящим на сцене…

Но Левитин все­таки гений — и в вопросах театра, и в вопросах дружбы…

Написать комментарий

// понедельник, 23 июля 2007 года

Новый Гоголь

В Новосибирском оперном театре состоялась мировая премьера оперы "по мотивам произведений Н. Гоголя" "Ревизор", поставленная известным режиссером Михаилом Левитиным. Первые зрители были поражены не только музыкой и либретто, но и поющим дирижером, молчащим Хлестаковым
скопируйте данный текст к себе в блог:

// понедельник, 23 июля 2007 года

Новый Гоголь

В Новосибирском оперном театре состоялась мировая премьера оперы "по мотивам произведений Н. Гоголя" "Ревизор", поставленная известным режиссером Михаилом Левитиным. Первые зрители были поражены не только музыкой и либретто, но и поющим дирижером, молчащим Хлестаковым Iiainoe NIE2 ? Новости net.finam.ru