О терроризме не говорят

В Сан-Себастьяне открылась европейская биеннале современного мастерства "Манифеста-5" — один из наибольших и респектабельных художественных смотров в мире. Около 60 живописцев, около 100 проектов. До конца сентября самый прекрасный город Страны Басков будет еще и самым актуальным: темы, которым посвящена биеннале, — это наболевшие неприятности европейского сообщества. Все, за исключением терроризма: на малой отчизне терроризма о терроризме не говорят. Сейчас "Манифеста" особенно пафосно взяла на себя роль социального университета. Но, честно говоря, не очень-то справилась.

Все работы, представленные на биеннале, имеют добропорядочные цели, но отнюдь не все впечатляют… В действительности речь заходит о политике — о глобализме и идентичности, о межэтнических войнах и сепаратизме, об урбанизме и постиндустриализме

В Сан-Себастьяне открылась европейская биеннале современного мастерства "Манифеста-5" — один из наибольших и респектабельных художественных смотров в мире. Около 60 живописцев, около 100 проектов. До конца сентября самый прекрасный город Страны Басков будет еще и самым актуальным: темы, которым посвящена биеннале, — это наболевшие неприятности европейского сообщества.

Все, за исключением терроризма: на малой отчизне терроризма о терроризме не говорят.

Огромная статуя Христа — один из знаков Сан-Себастьяна — ночью подсвечивается. В дни открытия "Манифесты" она мигала как фонарь на дискотеке. Так организаторы биеннале приветствовали и зазывали гостей.

Статуя Христа в этом суперрелигиозном городе стала на время знаком современного мастерства.

Мастерство на курорте

Громадный пляж в самом центре. Берег океана. Обаятельные баскские девушки.

Пожилые сепаратисты в классических беретах разъезжают по городу в инвалидных колясках. Матч Испания — Российская Федерация, и практически никто за Испанию не болеет. Белое вино, кальмары с креветками. Расслабуха. Курортный город живет собственной негромкой и ленивой судьбой.

И лишь раз в год возбуждается от кинофестиваля. Сейчас вот понаехали живописцы со всей Европы, на время (до сентября) перевоплотив Сан-Себастьян в столицу современного мастерства.

Мысль "Манифесты" — уникальной путешествующей художественной выставки — открывать города, прежде закрытые для современного мастерства. Первая прошла в Роттердаме, позже были Люксембург, Любляна, Франкфурт. Продвигать современное мастерство в веса — дело, непременно, хорошее, нужное и респектабельное (и кстати, в полной мере дорогостоящее: бюджет "Манифесты" — два миллиона евро). Но все равно не весьма ясно, из-за чего для очередной биеннале выбрали как раз Сан-Себастьян. Организаторы растолковывают, что в Сан-Себастьяне, как ни в одном втором городе Европы, обострены общеевропейские неприятности, а также основная неприятность эры евро и глобализма — идентичность: европейцы внезапно стали задаваться вопросами, кто мы и где мы.

Все так, лишь почему-то думается, что организаторы лукавят. Что Сан-Себастьян выбрали совсем по второй и значительно более прозаической причине: это курорт.

Но, ясно, из-за чего выбрали курорт. Современное мастерство, не смотря на то, что и вышло из левого (и леворадикального) "шестидесятничества", сейчас превратилось в респектабельное, дорогое, буржуазное дело. Живописцу (куратору, критику, галеристу, дилеру) плохо хочется отдохнуть: вам очень рады в Сан-Себастьян. Следующая "Манифеста" пройдет на Кипре: думали о Таллине, но предпочли Никосию.

И снова, думается, только вследствие того что в том месте теплее.

Об этом сказал и президент "Манифесты" Хенри Мейрик Хьюз. На вопрос обозревателя "Известий", не думается ли ему, что возглавляемая им выставка все больше преобразовывается в форму развлечения всемирный художественной общественности, милейший британец с добрейшей ухмылкой ответил: "Ну ладно тебе, неизменно так как хочется совершить время в хорошем месте".

Место и в действительности хорошее. На первый взгляд. В то время, когда кураторы, итальянец Массимилиано Джони и украинка Марта Кузьма, взялись за дело, оказалось, что Сан-Себастьян — это потемкинская деревня.

Политика на курорте

В Сан-Себастьяне говорят лишь по-баскски и чуть-чуть по-испански (в отличие от Бильбао, второго наибольшего города Страны Басков, где восемь лет назад выстроили филиал Музея Гуггенхайма и тем самым приучили местных обитателей к чужестранцам). Выражение "потемкинская деревня", ласкающие слух любого русского за рубежом, тут не в силах сказать никто. Однако эти слова вынесены кураторами в перечень биеннальских тем.

Еще в том месте имеется: "культурный ландшафт", "несовершенное настоящее", "биполярный город", "сила идентичности" и другие абстрактные истины.

В действительности речь заходит о политике — о глобализме и идентичности, о межэтнических войнах и сепаратизме, об урбанизме и постиндустриализме. Однако на курорте беседы о политике идут как-то весьма безобидно. Нет в них ни остроты, ни боли.

Вот видео об израильско-палестинском конфликте. Авторы — супружеская чета: она израильтянка, он палестинец. Практически пять часов экранного времени они говорят о жизни на границе, о войне, о воинах ("Быть сионистом — значит быть солдатом", — думает перед камерой один израильский воин-романтик).

Но так как пять часов перед экраном никто не высидит. Так что идем дальше.

В следствии манифестация политических тем на "Манифесте" ограничилась одним — ревитализацией самого Сан-Себастьяна. Биеннале проходит на семи выставочных площадках, а также на закинутой верфи и фабрике. Вот оно — антипотемкинское перемещение. Благое дело: позаботиться о муниципальный инфраструктуре, оживить руинированный завод по переработке рыбы либо проржавевшую верфь.

Бельгийский живописец Ян де Кок в данной верфи выстроил домик для двух охранников: зрители через окна наблюдают, как те двое обустроились в художественном интерьере. Согласиться, не весьма интересно. Но по крайней мере сейчас они (зрители-туристы) хоть знают о существовании данной верфи.

Сейчас "Манифеста" особенно пафосно взяла на себя роль социального университета. Но, честно говоря, не очень-то справилась. Все работы, представленные на биеннале, имеют добропорядочные цели, но отнюдь не все впечатляют.

Фактически художественных проектов, не связанных с идеей "восстановления" Сан-Себастьяна, нет. Но, имеется. К примеру, красивое видео о зайце, появлявшемся в людской среде обитания (живописец-зоолог расставляет ему всяческие ловушки, в каковые умный заяц не попадает).

Либо прогулка на велосипеде с прикрепленным к нему баннером с изображением икон современного общества — Карла Маркса либо Роберта Редфорда.

Русские на "Манифесте"

"А вот тут русский магазин", — сообщил Тимур, тыча пальцем в карту. "И что, неужто берут? Наверно водкой торгуют", — непредусмотрительно задал вопрос я. "Дела идут хорошо, медлено приучаются. Это мой магазин", — никак не смутившись ответил Тимур.

Он живет в Сан-Себастьяне полгода, до этого пять лет провел в Мадриде. Утром перед работой он приехал в гости к Ольге — еще одной местной русской. Она трудится портье в отеле.

Вторых русских в Сан-Себастьяне, думается, нет.

В "Манифесте" участвуют шесть русских живописцев: столичный дуэт Виктор Сергей и Алимпиев Вишневский, питерец Евгений Юфит, москвич Сергей Братков, берлинцы Илья Чичкан и Борис Михайлов (последние трое, действительно, причислены к украинцам, не смотря на то, что и трудятся на русской арт-сцене, но это претензии к украинской куратриссе Марте Кузьме: для нее и Малевич украинский живописец).

Русские живописцы не хуже вторых: все они выставили по большей части собственные ветхие (уже показывавшиеся в Москве) работы. Сергей Братков, к примеру, представил собственную прославленную (и прославившую его) фотосерию про детей и детскую сексуальность. А Борис Михайлов — потрясающие снимки крымских пляжей 70-х годов с пузатыми дядечками и грузными тётеньками.

Но главным русским участником "Манифесты" нежданно стал Александр Бренер — радикал, всемирно известный тем, что на картине Малевича в амстердамском музее Стеделик нарисовал зеленой краской символ американского доллара. (Живописец позже полгода отсидел в голландской колонии, а картину отреставрировали, так что все в порядке.) Бренера нет в перечнях участников выставки — он просто приехал, аккредитовался как журналист, пришел на пресс-конференцию, вытащил плакат "Смерть царю", по окончании чего два охранника быстренько вывели его из зала. Хоть какое-то оживление. Но Бренер на этом не успокоился.

Он плюнул в одного хорошего столичного арт-функционера и разбил диктофон у одного хорошего столичного арт-критика. Шпана.

Все творчество живописца-хулигана — это протест против общества потребления (символ американского доллара на Малевиче — это про превращение авангарда в товар, потребляемый буржуа) и его апологетов, а также критиков. Вызывающий (и на первый взгляд не проходящий по ведомству мастерства) перформанс Бренера — весьма правильное послание "Манифесте". "Станете знать, как отдыхать на курорте", — неуважительно говорит живописец.

Англия проиграла Франции. В Сан-Себастьяне, всего в часе езды от французской границы, об этом, думается, никто и не знал. Распогодилось, и все пошли на пляж.

Но не на "Манифесту". Написать комментарий

// вторник, 15 июня 2004 года

О терроризме не говорят

В Сан-Себастьяне открылась европейская биеннале современного мастерства "Манифеста-5" — один из наибольших и респектабельных художественных смотров в мире. Около 60 живописцев, около 100 проектов. До конца сентября самый прекрасный город Страны Басков будет еще и самым актуальным: темы, которым посвящена биеннале, — это наболевшие неприятности европейского сообщества.

Все, за исключением терроризма: на малой отчизне терроризма о терроризме не говорят. Сейчас "Манифеста" особенно пафосно взяла на себя роль социального университета. Но, честно говоря, не очень-то справилась.

Все работы, представленные на биеннале, имеют добропорядочные цели, но отнюдь не все впечатляют… В действительности речь заходит о политике — о глобализме и идентичности, о межэтнических войнах и сепаратизме, об урбанизме и постиндустриализме
скопируйте данный текст к себе в блог:

// вторник, 15 июня 2004 года

О терроризме не говорят

В Сан-Себастьяне открылась европейская биеннале современного мастерства "Манифеста-5" — один из наибольших и респектабельных художественных смотров в мире. Около 60 живописцев, около 100 проектов. До конца сентября самый прекрасный город Страны Басков будет еще и самым актуальным: темы, которым посвящена биеннале, — это наболевшие неприятности европейского сообщества.

Все, за исключением терроризма: на малой отчизне терроризма о терроризме не говорят. Сейчас "Манифеста" особенно пафосно взяла на себя роль социального университета. Но, честно говоря, не очень-то справилась.

Все работы, представленные на биеннале, имеют добропорядочные цели, но отнюдь не все впечатляют… В действительности речь заходит о политике — о глобализме и идентичности, о межэтнических войнах и сепаратизме, об урбанизме и постиндустриализме Iiainoe NIE2 ? Новости net.finam.ru