Обрученные с живописью

"Портрет жены живописца" — новая выставка Столичного центра искусств, собранная из фондов Русского музея. Она из разряда фирменных экспозиций куратора Марины Лошак. Примечательное наименование, литературная (удобная для интерпретаций) тема, хорошая и не довольно часто выставляемая живопись — нехитрый, казалось бы, рецепт изготовление приятного блюда, привлекательного и для гурманов от изобразительного мастерства, и для снимающих и пишущих журналистов, и для тех, кто обожает всматриваться в чужую жизнь через мазки, наложенные на холст

Редкий живописец не покинет миру портретов собственной жены. Многие женились на собственных натурщицах, практически все жены живописцев вынуждены были всю домашнюю судьбу вечно позировать. Прекрасно, в то время, когда муза — под боком. К тому же не у всех и не всегда находились деньги на натурщицу. Много среди портретов жен живописцев — шедевров. В случае если для заказного портрета живописец должен был оглядываться на его вкус и заказчика, то подругу судьбы возможно было писать так, как хочется, другими словами как потребовало мастерство.

Но, заявленная выставкой тема так важна и широка, что покинем ее ученым-искусствоведам. Посмотрим лучше на те три десятка портретов, что проделали путь из Петербурга в Москву. Они того стоят. Властная супруга Дмитрия Левицкого, классика русского романтизма, отличалась величавой осанкой и статностью. По легенде, именно она позировала мужу для портретов Екатерины II.

Так что ее личный портрет много лет по неточности числили портретом императрицы, не удостаивавшей художника сеансами. Живописцы Василий Тропинин и Алексей Венецианов жен собственных обожали, и это видно. Анна Тропинина, как и супруг ее, была крестьянского происхождения, на портрете она выглядит несложной, комфортной и умной. А вот Марфа Венецианова — романтичной, пылкой и задумчивой.

Но это живописцы XVIII века — поры, в то время, когда портретируемого принято было возвышать мастерством над жизненной прозой и со вниманием относиться к его личным изюминкам. Позднее портреты жен все чаще становились не портретами любимых жен, а картинами. Само собой разумеется, Юлия Кустодиева, купающая сына, изображена не без нежности, но все же колышущаяся занавеска, букет в вазе и тень от ванночки — не меньше большие персонажи кустодиевского "Утра", чем она. И супруга Ильи Репина — столь же яркое пятно на портрете, как и ее зонтик. А для Бориса Григорьева его юная супруга (кстати, как и многие героини выставки, вступившая в брак с малоизвестным бедным живописцем против воли богатых своих родителей), кормящая грудью ребенка, — лишь модель для очередной, сейчас импрессионистической, красивой интерпретации вечной темы божией матери с младенцем. "Портрет жены" Ивана Пуни — пример русского кубофутуризма (либо подражание французскому кубизму), и перед нами не дама, а беспредметная композиция. Катастрофой веет от портрета жены Казимира Малевича.

Живописец написал его за год до смерти, в то время, когда был уже болен и весьма измучен небеспочвенными страхами за собственную жизнь. Измученной и находящейся на грани отчаяния выглядит и его супруга, написанная в твёрдой в полной мере реалистической манере, но ряженная в платье супрематической раскраски. Это платье — ее крест. Любой портрет на выставке снабжен маленьким рассказом об событиях супружеской жизни их автора.

Довольно часто написанное противоречит замеченному. Читаем, что супруга Александра Дейнеки была желанной, спортивной и задорной, а видим хмурую женщину в шляпке с бантиком, изображенную без тени симпатии. По большому счету у многих портретируемых выражение лица достаточно безрадостное, задумчивое либо кроме того злое. Из-за чего — частично растолковывает рассказ красивой дамы Ангелины Щекин-Кротовой, любимой жены, модели Роберта и верной вдовы Фалька. Вот как писался ее портрет: "Фальку тяжело было остановиться, он писал, наслаивая мазки, опять счищал их ножом и мастихином. Я меньше выясняла себя в появляющемся на холсте бесплотном видении.

Лишь тогда, в то время, когда я отчаянно простудилась и на долгое время слегла в постель, Фальк осознал, что портрет в полной мере закончен". Если бы выставку с таким же заглавием населяли картины вторых живописцев, времён и иных стран, то чувство могло быть и веселее, и еще горше. Но все равно было бы очевидно, что портреты жен живописцев — не только автопортреты, как подмечают исследователи, но трепетные, робкие и страстные объяснения в любви живописцев, направленные собственной живописи.

А что вы думаете об этом? Написать комментарий

// пятница, 7 июня 2002 года

Обрученные с живописью

"Портрет жены живописца" — новая выставка Столичного центра искусств, собранная из фондов Русского музея. Она из разряда фирменных экспозиций куратора Марины Лошак. Примечательное наименование, литературная (удобная для интерпретаций) тема, хорошая и не довольно часто выставляемая живопись — нехитрый, казалось бы, рецепт изготовление приятного блюда, привлекательного и для гурманов от изобразительного мастерства, и для снимающих и пишущих журналистов, и для тех, кто обожает всматриваться в чужую жизнь через мазки, наложенные на холст
скопируйте данный текст к себе в блог:

// пятница, 7 июня 2002 года

Обрученные с живописью

"Портрет жены живописца" — новая выставка Столичного центра искусств, собранная из фондов Русского музея. Она из разряда фирменных экспозиций куратора Марины Лошак. Примечательное наименование, литературная (удобная для интерпретаций) тема, хорошая и не довольно часто выставляемая живопись — нехитрый, казалось бы, рецепт изготовление приятного блюда, привлекательного и для гурманов от изобразительного мастерства, и для снимающих и пишущих журналистов, и для тех, кто обожает всматриваться в чужую жизнь через мазки, наложенные на холст Iiainoe NIE2 ? Новости net.finam.ru