Они любить умеют только мэтров

Сперва о ответе, порадовавшем, думается, всех. Ну, либо практически всех. Премию в номинации "Новация" взял Андрей Могучий за спектакль "Между волком и собакой".

Не смотря на то, что победу эту многие предвещали, она досталась Могучему в нелегкой борьбе. "Новация" в текущем году была достаточно сильной. Не считая "Собаки", в ней были представлены спектакль по пьесе самого гениального драматурга нового поколения Ивана Вырыпаева "Бытие N 2".

Так сказала Маска

Чем старше делается "Золотая маска", тем более пышными выясняются ее церемонии

Нынешнюю церемонию в филиале Громадного театра поставил Дмитрий Бертман, в котором склонность к авангардным сценическим выходкам мирно уживается с любовью к гламуру. Сочетание выяснилось радостным. Глаз к концу вечера практически изнемог от созерцания костюмированной массовки и бессчётных плазменных экранов, на одном из которых (конечно же самом громадном) красовалась эмблема национальной театральной премии.

Пафосная красота то и дело оттенялась иронией. 

Основной находкой Бертмана была сама Золотая Маска ? она заговорила. Отчего сразу же была похожа на Уста истины. Вручанты уже не вскрывали конверты с заветным именем, а вместе с залом выясняли судьбу номинантов от оракула времен цифровых разработок. Посредством незатейливой анимации уста именовали имя лауреата, и их голос казался гласом более чем.

Особенно леденили душу слова ожившей Маски: "В данной номинации премию решено не вручать". В такие 60 секунд о существовании жюри как-то забывалось. Вот уж воистину имеется верховный судия.

Валентин Гафт, Игорь Костолевский, Инна Чурикова, Галина Тюнина, Николай Цискаридзе, Ольга Свиблова ? в общем, все выходившие на сцену театральные и медийные лица внимали оракулу с каким-то почтительным благоговением, так что успешная сценарная находка была еще и сильным PR-ходом. Такую Маску нельзя не уважать.

Церемония тем временем текла своим чередом. Окруженного красивой толпой голосистого Зураба Соткилаву сменял на сцене одинокая звезда ушедшей эры ? Лев Лещенко. Пародию на финальные гекатомбы великих опер (Кармен, Травиата, Норма ? в общем, все-все-все погибли тут разом) ? экспрессивные прыжки балета "TODES".

Балерин в пачках, певиц в вечерних платьях и пианистов во фраках на вечере, как несложно додуматься, не было. Но в финале на сцену внезапно выкатили восковые фигуры Немировича и Станиславского и внесли предложение лауреатам с ними сфотографироваться. Фигура Станиславского, нужно сообщить, была выполнена столь реалистично, что, столкнувшись с ней за кулисами незадолго до финала, мы с другом практически утратили дар речи.

По окончании церемонии я подвозила в отель красивого германского режиссера Михаэля Тальхаймера, чей спектакль "Эмилия Галотти" стал лауреатом премии в номинации "Лучший зарубежный спектакль, продемонстрированный в Российской Федерации". Тальхаймер трепетно прижимал к груди увесистую бархатную коробку с "Маской". Он по большому счету был весьма тронут данной призом и приехал приобретать ее с мамой, которая целый вечер не имела возможности отвести от сцены глаз. "А как вам церемония?" ? допытывались они. Сами же то и дело роняли: It was so bizarre (это было так причудливо), It was so interesting (это было очень интересно) и еще пара раз не нуждающееся в переводе слово kitsch. Дело в том, что устраивать церемонии так, как их устраивают у нас, практически нигде не принято. Вот совсем сравнительно не так давно в Турине вручали респектабельную приз "Европа ? театру" (ее взяли в текущем году Гарольд Пинтер и Жозеф Надж).

Скука, согласиться, была смертная. На сцене громадный стол президиума. За ним 14 человек. Все произносят речи.

Вот вам и церемония. По окончании для того чтобы отечественное желание сделать нам красиво и радостно принимаешь с признательностью. Выяснив, что замеченное только что на сцене на следующий сутки продемонстрируют по одному из центральных каналов, Тальхаймер с мамой и вовсе пришли в восхищение. "У нас это было бы решительно нереально", ? заявили они.

В общем, русский церемониальный китч пришелся сдержанным немцам весьма по душе. Ну а мы с ним и без того в далеком прошлом уже сроднились.

Они обожать могут лишь мэтров

Сперва о ответе, порадовавшем, думается, всех. Ну, либо практически всех. Премию в номинации "Новация" взял Андрей Могучий за спектакль "Между волком и собакой".

Не смотря на то, что победу эту многие предвещали, она досталась Могучему в нелегкой борьбе.

"Новация" в текущем году была достаточно сильной. Не считая "Собаки", в ней были представлены спектакль по пьесе самого гениального драматурга нового поколения Ивана Вырыпаева "Бытие N 2", необыкновенное театральное произведение Дмитрия Крымова "Недосказки" и всегдашний номинант и лауреат "Маски" театр "Тень" с презабавнейшей "Смертью Полифема", где роль Циклопа сыграли ноги Николая Цискаридзе. Жюри однако правильно сделала вывод, что тут, как в фигурном катании, нужно оценивать не только чистоту прыжка, но и его сложность.

Потому, что в "Собаке и волке" решены непростые постановочные задачи, ему досталась кроме первой "Маски" еще и вторая — премия критики. Что только подтверждает неслучайность выбора жюри.

Могучий, увы, стал единственным представителем нового театрального поколения, что удостоился размещения высоких судей в драматической номинации. Все другие призы достались мэтрам. В некоторых случаях — достались более чем справедливо. Алисе Фрейндлих, взявшей "Маску" за моноспектакль "Розовая дама и Оскар", зал устроил настоящую овацию.

Я не припомню другого случая, в то время, когда актриса либо актер, уже взявшие национальную премию "За честь и преимущество", позже заслуживали данной награды снова — уже как настоящий участник театрального процесса. Фрейндлих это удалось. Тяжело не порадоваться и за Василия Бочкарева, ставшего лауреатом "Маски" за роль Прибыткова в "Последней жертве".

Сам спектакль, что весьма интересно, на "Маску" выдвинут не был. Из этого возможно сделать оптимистический вывод, что остались еще в отечественном театре актеры, могущие весьма интересно играть роли вне увлекательной режиссуры. Их делается меньше и меньше и не так долго осталось ждать не станет вовсе.

Василий Бочкарев — из последних могикан.

Дальше мы переходим к самым ответственным и страшным номинациям — лучший спектакль и лучший режиссёр. В этот самый момент победу мэтров возможно признать только с некоторыми оговорками. Лучшим режиссером был назван Петр Фоменко, лучшим спектаклем громадной формы — его же "Три сестры". В малой форме одержал победу спектакль "Шинель".

И что тут, спрашивается, возразишь? Разве не хороши "Маски" Неелова и Фокин? Но все время не оставляет досадное чувство, что неправильно было оставлять за бортом спектакль "Мальчики" Сергея Женовача, что явил нам пример узкого и умного психологизма. Никак не меньше занимательного, чем формальные выверты "Шинели".

Разве не хорош награды постановщик "Трех сестер"? Да он и десяти призов хорош. "Я радостен находиться на сцене, на которой до меня стоял господин Фоменко", — сообщил интендант Дойчес-театра, приобретавший вместе с Михаэлем Тальхаймером "Маску" за "Эмилию Галотти". Интенданта можно понять.

Фоменко уже не просто режиссер. Он — легенда театрального мира, и любовь к нему — это в значительной мере любовь к легенде. А все же одну из двух его "Масок" нужно было бы дать Кириллу Серебренникову.

Вот так как необычное дело. Человек поставил в прошедшем сезоне три весьма броские работы, любая из которых позвала целую бурю в прессе. Ему в это же время вручили утешительный спецприз (еще один спецприз достался Евгению Марчелли — за весьма интересные пьесы "Фрекен Жюли" и "Вишневый сад", поставленные в Омской драме).

Эта необычная несовместимость вкусов русском театральной общественности со стилем молодого и, непременно, гениального режиссера — предмет отдельных размышлений. Но то, что главные действующие лица прошлого сезона вчистую проиграли преданиям, светло говорит о предпочтениях нынешнего жюри: они обожать могут лишь мэтров.

Приправа вместо главного блюда

Оперная программа "ЗМ" в текущем году была на уникальность широка: девять пьес из Москвы, Питера, Уфы и Перми. Провинция и маленькие столичные театры блистали прежде всего твёрдыми режиссерскими концепциями с громадным числом полуголых прочих смелостей и женских тел. 

Не обращая внимания на присутствие в афише громадного специалиста Дмитрия Бертмана с геликоновским спектаклем "Упавший с неба" (по "Повести о настоящем человеке" Прокофьева), главными смотрелись "Травиата" из театра "Петербург Опера" в постановке Юрия Александрова и пермская "Кармен" в постановке Георгия Исаакяна. Но, все это покинуло жюри совсем равнодушным. Та же будущее постигла по-детски легкомысленную "Чудесную флейту" из Уфы, сделанную германским режиссером Уве Шварцем и (что безрадостно) поразительно красивого пермского "Соловья" Стравинского, поставленного хореографом Татьяной Багановой и по данной причине смотревшегося скорее балетом, чем оперой.

По две постановки представили главные театры страны. Большой — "Госпожа Баттерфляй" Пуччини, хороший спектакль Боба Уилсона, адаптированный им для русского сцены, и "Детей Розенталя" Леонида Десятникова в постановке Эймунтаса Някрошюса. Обе работы также основных призов не взяли. Ну Уилсону, допустим, они не весьма и необходимы (номинирован был спектакль, но не режиссерская работа). А вот для Десятникова жюри имело все основания воспользоваться (но не воспользовалось) одним из собственных спецпризов: вошло бы это награждении в историю — так как по понятным обстоятельствам номинации "композитор" в масочном перечне нет.

Да и дирижерскую работу Ведерникова в этом спектакле не стыдно бы было поощрить. Но с дирижерами жюри показало необычайную строгость — не награжден никто. А так как вовсе проигнорировать "Детей" было бы, по всей видимости, неудобно, то спецприз выдали на целый спектакль сходу с утешительной формулировкой "за инициативу в развитии современной русском оперы".

Подобный же спецприз с еще более фантастической формулировкой — "за музыкальное событие сезона 2004-2005" (ею жюри, в случае если вдуматься, расписалось в собственной несостоятельности) — взяли мариинские "Изольда и Тристан" Вагнера в постановке долгого "масочного" победителя Дмитрия Чернякова. Из четырех номинаций, по которым был выдвинут спектакль, одобрение жюри позвала лишь Лариса Гоголевская, взявшая &не сильный;Маску" за тот подвиг, что она совершила на сцене в роли Изольды (мужчин, как и дирижеров, решили в текущем году не награждать). Но, Черняков за последние годы собрал таковой вес в театральном мире, что ему уже в самый раз выходить из "масочной" игры.

Основное же одобрение "Маски" в текущем году взяло "Путешествие в Реймс" Россини ("Лучший спектакль", "Лучшая работа режиссера") — дорогой молодежный капустник, сделанный силами Академии молодых певцов Мариинки и французского постановщика Алена Маратра. Это спектакль совсем второй весовой категории, чем "Тристан", и был привезен в качестве то ли нагрузки, то ли приправы к нему — в противном случае Гергиева, радеющего за собственную молодежь, было не заманить в Москву. Так, приправу приняли за главное блюдо, а два самых громких спектакля прошлого года — "Тристан" и "Дети Розенталя" — были стыдливо вынесены в последние, необязательные премиальные строки.

Для того чтобы казуса в истории оперной "Маски" еще не случалось.

На танцевальном фронте без изменений

Основной приметой нынешней балетной "ЗМ" можно считать средневзвешенность. Не было повергающих в культурных шок премьер, но не произошло и открыто громких провалов. 

Из сильных впечатлений отмечу "Ромео и Джульетту" балета и Красноярского театра оперы и по преимуществу награжденную работу живописца Семена Пастуха в "Болте" Громадного театра. Весёлый "Сон в летнюю ночь", некогда поставленный Джоном Ноймайером в Гамбурге, в БТ растворился без остатка. Вместо явился балет по-менторски нудный и, что страно для пропитанного эротикой сюжета, стерильный. Обстоятельство столь разительной видоизменения кроется в несложном факте: отечественные балетные в первую очередь танцоры и уже после этого люди.

Не смогут они так подать заученные перемещения, дабы все осознали: это их, артистов, свободное самовыражение.

Одноактовки Мариинского театра "APPROXIMATE SONATA" Уильяма Форсайта и "REVERENCE" его молодого коллеги Дэвида Доусона приводят в неописуемый восхищение приверженцев европейского развития отечественного балета. Им, например, не имеет значения, что если сравнивать с форсайтовцами отечественные движутся как в замедленной киносъемке, а по уровню энергетики соотносятся с ними как автомобильный выброс с ядерным взрывом. Основное, что вхождение в мир Форсайта освобождает от движенческих и психотерапевтических шор, вживленных в отечественных артистов на генетическом уровне. В прошедшем сезоне это ученичество уже было отмечено "Маской".

Еще одна премия за тот же процесс — непозволительная роскошь.

Специалисты "ЗМ", похоже, неравнодушны к покойному Евгению Панфилову. Лишь так возможно растолковать появление в программе, а после этого и в перечне лауреатов его "Клетки для попугаев", неровного и сумбурного спектакля, поставленного еще в начале 1990-х.

Борис Эйфман продемонстрировал очередную "психоэротодраму" — "Анна Каренина". Приз взяла исполнительница заглавной роли Мария Абашова. В мужском разделе жюри выбирало между осваивающим западные стандарты Александром Сергеевым ("Reverence"), нервным Денисом Савиным ("Болт") и в итоге победившим аккуратным Яном Годовским ("Сон…"). Работы хорошие, но не более того.

Основное достижение отчетного сезона — легконогий сорванец Лизандр в "Сне…" (Иван Урбан) — почему-то выпало из поля зрения специалистов национальной премии.

Светлана Наборщикова

Кто взял "Маску"

ДРАМА

спектакль громадной формы

"Три сестры", Театр "Мастерская Петра Фоменко", Москва

спектакль малой формы

"Шинель", Театр "Современник" и Центр им. Вс. Мейерхольда, Москва

работа режиссера

Петр Фоменко — "Три сестры"

женская роль

Алиса Фрейндлих — "Розовая дама и Оскар", Театр им. Ленсовета, Петербург

мужская роль

Василий Бочкарев — Прибытков, "Последняя жертва", Небольшой театр, Москва

работа живописца

Александр Боровский — "Шинель"

ОПЕРА

спектакль

"Путешествие в Реймс", Мариинский театр, Петербург

работа режиссера

Ален Маратра — "Путешествие в Реймс"

женская роль

Лариса Гоголевская — "Изольда и Тристан", Мариинский театр, Петербург

ОПЕРЕТТА / МЮЗИКЛ

спектакль

"Ночь открытых дверей", Театр музкомедии, Екатеринбург

работа режиссера

Леонид Квинихидзе — "Фигаро тут!", Театр музкомедии, Новосибирск

женская роль

Вероника Гришуленко — Розина, "Фигаро тут!"

мужская роль

Владимир Смолин — Эбенезер Скрудж, "Ночь открытых дверей"

БАЛЕТ/СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ

балет, спектакль

"Сон в летнюю ночь", Громадный театр, Москва

современный танец, спектакль

"Клетка для попугаев", Балет Евгения Панфилова, Пермь

работа балетмейстера/хореографа

Дэвид Доусон — "Reverence", Мариинский театр, Петербург

женская роль

Мария Абашова — "Анна Каренина", Театр Балета Бориса Эйфмана, Петербург

мужская роль

Ян Годовский — Филострат (Пэк), "Сон в летнюю ночь"

РАБОТА ЖИВОПИСЦА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

Семен Пастух — "Болт", Громадный театр, Москва

Особая Премия Жюри музыкального театра

Мариинский театр — "за музыкальное событие сезона 2004-2005 — воплощение оперы Р. Вагнера "Изольда и Тристан"

Громадный театр — "за инициативу в развитии современной русском оперы — "Дети Розенталя" Л. Десятникова и В. Сорокина

КОНКУРС НОВАЦИЯ

"Между волком и собакой", "Формальный театр", Петербург

ПРИЗ ЖУРНАЛИСТОВ и КРИТИКОВ

"Между волком и собакой", "Формальный театр", Петербург

Приз зрительских симпатий Nescafe Gold

"Розовая дама и Оскар", Театр им. Ленсовета, Петербург

Премия "За честь и преимущество" — Людмила Иосифовна Макарова

Премия "За честь и преимущество" — Наталья Ивановна Терентьева

Премия "За помощь театрального мастерства России" — Муртаза Губайдуллович Рахимов, Президент страны Башкортостан

Премия "За помощь театрального мастерства России" — Сбербанк России

Премия "За лучший зарубежный спектакль, продемонстрированный в Российской Федерации в 2005 году&на данный момент; — "Эмилия Галотти", Дойчес Театр Берлин, Германия — режиссер Михаэль Тальхаймер

  Написать комментарий

// среда, 19 апреля 2006 года

Они обожать могут лишь мэтров

Сперва о ответе, порадовавшем, думается, всех. Ну, либо практически всех. Премию в номинации "Новация" взял Андрей Могучий за спектакль "Между волком и собакой".

Не смотря на то, что победу эту многие предвещали, она досталась Могучему в нелегкой борьбе. "Новация" в текущем году была достаточно сильной. Не считая "Собаки", в ней были представлены спектакль по пьесе самого гениального драматурга нового поколения Ивана Вырыпаева "Бытие N 2".
скопируйте данный текст к себе в блог:

// среда, 19 апреля 2006 года

Они обожать могут лишь мэтров

Сперва о ответе, порадовавшем, думается, всех. Ну, либо практически всех. Премию в номинации "Новация" взял Андрей Могучий за спектакль "Между волком и собакой". Не смотря на то, что победу эту многие предвещали, она досталась Могучему в нелегкой борьбе. "Новация" в текущем году была достаточно сильной.

Не считая "Собаки", в ней были представлены спектакль по пьесе самого гениального драматурга нового поколения Ивана Вырыпаева "Бытие N 2". Iiainoe NIE2 ? Новости net.finam.ru