Правительство вернулось к обсуждению прогрессивной шкалы НДФЛ

Согласно точки зрения специалистов, при одновременном увеличении НДС может пострадать средний класс

Правительство вернулось к обсуждению прогрессивной шкалы НДФЛ

Фото: РИА Новости/ Игорь Зарембо

Правительство возвратилось к дискуссии введения прогрессивной шкалы НДФЛ (налог на доходы физических лиц), при которой граждане с высокими доходами платили бы в бюджет больше 13%. В качестве одного из вариантов предлагается шкала в 20%. Вместе с этим обсуждается и увеличение НДС (налог на добавленную цена). Об этом «Известиям» поведали два источника, родных к денежно-экономическому блоку правительства.

Вместе с тем в подготавливающийся бюджет 2017–2019 годов такая мера, возможно, не войдет, а будет отложена до 2020 года из-за сложности ее реализации и социальных рисков, говорят собеседники «Известий». Специалисты считают, что подобная мера может очень сильно задеть средний класс, что опоздал совсем сформироваться, из-за одновременного увеличения налоговой цен и нагрузки из-за повышения НДС.

Источники «Известий» выделяют, что дискусия по этому вопросу в рамках начавшегося бюджетного процесса официально не идет. самая реалистичная дата запуска обновленного налога, что поступает в бюджеты регионов, в пилотном режиме — 2020 год, при острой бюджетной ситуации не исключен 2019 год. Подход к вопросу введения прогрессивного НДФЛ должен быть комплексным и учитывать десятки переменных, уверены госслужащие.

Ставка НДФЛ как налога на труд должна быть увязана с социальными взносами и НДС, дабы не создавать дисбаланса в совокупности.

— В целом разглядывать налоги в отрыве от экономической и бюджетной политики страны неверно. На данный момент цели и принципы таковой политики на среднесрочную и долговременную возможность формируются. К налогам нужно переходить, определившись с этими приоритетами, — поясняет источник «Известий», близкий к Министерству финансов.

на данный момент бюджет на трехлетку входит в активную стадию проработки, и «предложений по балансировке огромное множество, а также по НДС и НДФЛ», информирует второй источник «Известий».

Мысль перехода к прогрессивной шкале налогообложения не нова и имеет собственных противников и сторонников. Глава МинФина Антон Силуанов не исключал возможности ее введения по окончании 2018 года (до этого срока власти давали слово не поменять налоговую совокупность). Со своей стороны, экс-глава Министерства финансов Алексей Кудрин именовал такую меру нецелесообразной, потому, что только 2–3% населения имеют доходы выше 1 млн рублей в год и собирать повышенные налоги с них будет сложно.

Самый ретивые политики и вовсе предлагали обложить налогом в 50% граждан, получающих более чем 1 млн рублей в месяц. В этих дискуссиях со величиной и ставкой дохода пока не определились. Один из собеседников «Известий» показывает, что один из вариантов — 20%.

Необходимость пересмотра налоговой совокупности назрела из-за понижения нефтяных невозможности и цен значительно снизить расходную часть бюджета. Исходя из замыслов Министерства финансов по понижению недостатка бюджета на 1 п.п. в год начиная с 2017-го, разрыв между расходами и доходами в следующем году может составить 2,7 трлн рублей, в 2018-м — 1,9 трлн рублей, в 2019-м — 1 трлн рублей. Итого — 5,6 трлн рублей за трехлетку.

Увеличение подоходного налога проблему бюджетной балансировки примет решение опосредованно. Дело в том, что НДФЛ поступает в региональные бюджеты, а не в федеральный.

— Благодаря тому, что доходы субъектов вырастут, возможно будет сократить трансферт регионам, — говорит член Экономической группы экспертов Александра Суслина.

Правительство собирается направить регионам в виде трансфертов 488 млрд рублей в 2017 году (в соответствии с действующему закону о бюджете). Наряду с этим трансферты приобретают фактически все субъекты (71 из 85). Глава департамента межбюджетных взаимоотношений Министерства финансов Лариса Ерошкина в июле информировала, что Министерство финансов может снизить межбюджетные трансферты регионам на 15,5%. Такую меру ведомству удалось бы реализовать безболезненно для регионов, в случае если расширить их доходы за счет роста налоговых поступлений. В Российской Федерации, по данным Счетной палаты, 14 из 85 регионов (либо каждый шестой) имеют государственный долг более 100% доходов.

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) прогнозирует, что недостаток бюджетов регионов России в этом году вырастет с 106 млрд до 148 млрд рублей. Их совокупный долг наряду с этим может вырасти до 2,4 трлн рублей.

Но при введении прогрессивной шкалы подоходного налога нужно отыскать баланс между социальным эффектом и ростом поступлений, и не допустить ухода плательщиков налогов в тень.

— В принципе, у нас в далеком прошлом назрела необходимость введения прогрессивной шкалы с социальной точки зрения, дабы богатые платили больше. Это норма. Во всем мире так, — отмечает Александра Суслина и додаёт, что принципиально важно, как будет реализовано это решение. — В случае если мы желаем очередной маневр — что-то повысить, а что-то понизить, — то тут по большому счету может не оказаться выигрыша.

Как думает специалист, дабы увеличение НДФЛ было действенным с позиций бюджета, его необходимо распространить на «еще толком не сформировавшийся средний класс», что будет болезненно для общества. В целом Министерству финансов, уверена она, нужно тщательнее искать баланс.

— Мы не можем одной рукой повышать налоги на труд, другими словами снижать располагаемый доход, а второй рукой повышать НДС, другими словами располагаемый доход снизится еще посильнее, по причине того, что стоимости вырастут, — предостерегает она.

Министерство финансов не ответил на запрос «Известий».