Президентскую кампанию выведут в онлайн

Политтехнологи делают ставку на интернет, GR и конкретику в избирательных программах

Президентскую кампанию выведут в онлайн

Фото: ТАСС/Евгений Курсков

В избирательных кампаниях 2017–2018 годов (губернаторские и выборы президента) покажутся новые политтехнологические тренды — политический GR и «поиск смыслов». К таким выводам пришли политтехнологи и политологи, собравшиеся на VI форум экспертов политических профессий в подмосковном Серпухове. Специалисты обсудили спад политической активности избирателей и нашли обстоятельство отсутствия электоральной мотивации у граждан.

Избиратель привык к технологиям и способам агитации, каковые до сих пор употреблялись в избирательных кампаниях различных уровней. В обществе имеется запрос на переход к содержательной, концептуальной политике. К такому выводу пришли участники форума, что собрал 270 специалистов из 52 регионов России.

— Люди знают, что их агитируют, а по окончании выборов жизнь остается без трансформаций, — заявила «Известиям» научный сотрудник факультета политологии СПбГУ Инга Бурикова (в текущем году в качестве политконсультанта она участвовала в избирательных кампаниях в восьми регионах. — «Известия»).

Как считают аналитики, люди во многом прекратили доверять соцопросам, исходя из этого эксперты собираются делать ставку на интернет-коммуникацию с избирателем. Интернет может служить не только в качестве площадки для агитации, но и инструментом для поиска целевых сообществ и групп по заинтересованностям. Таковой подход, согласно точки зрения политологов, окажет помощь конкретнее формулировать цели политических «месседжей».

— Избиратели уверены в том, что социология — это некоторый инструмент власти. И феномены Дональда Трампа (США), Франсуа Фийона (Франция), Румена Радева (Болгарии) и Игоря Додона (Молдавия) демонстрируют победу кандидатов, каковые действуют вопреки, — пояснил «Известиям» доктор наук НИУ ВШЭ Олег Матвейчев.

Наряду с этим сейчас ежедневная аудитория интернета, по словам специалистов, превышает подобные показатели среди телезрителей.

— Главная масса пользователей политических новостей переместилась в интернет, соответственно и технологические приемы избирательной кампании также уйдут в интернет. В случае если учитывать статистику Гэллап Медиа, то интернетом пользуются практически 70 млн, из которых 35 млн заходят в том направлении каждый день, а также ищут политические новости, — говорит политолог Дмитрий Орлов.

Технологические механизмы, каковые употреблялись в Соединенных Штатах на президентских выборах либо в Англии на протяжении кампании по Brexit, будут опробованы и задействованы на выборах следующего года, говорит президент ассоциации электронной электоральной политики России Александр Серавин (трудился в двух регионах в 2016 году, до этого в 2014 году занимался избирательной кампанией экс-губернатора Кировской области Никиты Белых. — «Известия»).

— Неприятность в том, что в опросах и прогнозах не учитываются базисные интересы пользователей интернета. По словам специалиста Дмитрия Гусева, социологи еще не обучились учитывать показатель вовлеченности избирателей в информационные интернет-потоки, такие, как, к примеру, просмотр новостей, отклики в соцсетях и т.д.

— В первый раз на самых больших выборах, к примеру, аммериканского президента, зафиксирована победа, которая осуществилась благодаря интернету, — заявил «Известиям» доктор наук НИУ ВШЭ Олег Матвейчев. — Помимо этого, в политику пришли люди с «неполитическим языком», что стали причинами у избирателя больше доверия, это люди с жестами и естественной речью, «непричесанные» политики, тот же Дональд Трамп и кандидат на пост президента Франции Франсуа Фийон, — напомнил Матвейчев.

Кроме этого в рамках одной из секций форума политолог Дмитрий Орлов поведал, что на протяжении президентской кампании стоит ожидать появления серии масштабных концептуальных проектов. В частности, обращение ведется о формулировании стратегии «Большая часть Путина — большая часть будущего», которая призвана создать коалицию помощи президента на выборах. В том направлении смогут быть вовлечены активные приверженцы президента — бизнес-сообщество, публичные и партийные деятели, фавориты профсоюзов.

Еще один концептуальный проект — «Столичное большая часть» — может коснуться неприятностей, актуальных для столичных обитателей. Он призван консолидировать «модернизационную» повестку мэрии и горсовета Москвы (новации в сфере ЖКХ, платные парковки, благоустройства города) с позицией большинства населения (часть жителей не восприняла эти новации).

Еще один тренд работы политтехнологического сообщества — политический GR, что в этом случае понимается как оказание услуг по сотрудничеству кандидатов с властями. Способы классического политического пиара, как считают аналитики, уже перестают быть действенными. Прошедшие выборы в государственную думу показали то, что механизмы и электоральные процессы в Российской Федерации организованы и функционируют на системной, легитимной базе.

И сейчас избирателям нужен не рекламный подход к предвыборным кампаниям, а прагматичная работа, направленная на решение проблем конкретных публичных групп.

Согласно точки зрения организатора форума Екатерины Семененковой, 2017 год для опытного сообщества станет кроме этого годом «унификации» и перезагрузки избирательного законодательства. Довольно маленькое количество избирательных кампаний (если сравнивать с 2016 годом — тогда их в один момент было совершено более 200) разрешит «вычислить» новый тип коммуникации с субъектами политического процесса. Наряду с этим действенный политтехнолог в кампаниях 2017–2018 годов обязан будет суметь совместить в себе консультанта, тренера и стратега-учителя.