Протокольная увертюра

Предполагалось, что фестиваль, посвященный Дню России, все первые одиннадцать дней июня будет отмечаться выступлением какого-нибудь широко известного оркестра. А 12 июня, конкретно в сутки праздника, форум покинет концертный зал и переместится на Красную площадь. Действительность значительно отредактировала амбициозный план.

Прекрасное начало сорвалось. Венский филармонический оркестр во главе с дирижирующим и поющим Пласидо Доминго не приехал.

Предполагалось, что фестиваль, посвященный Дню России, все первые одиннадцать дней июня будет отмечаться выступлением какого-нибудь широко известного оркестра. А 12 июня, конкретно в сутки праздника, форум покинет концертный зал и переместится на Красную площадь. Действительность значительно отредактировала амбициозный план.  

Прекрасное начало сорвалось. Венский филармонический оркестр во главе с дирижирующим и поющим Пласидо Доминго не приехал. Финальный концерт у стенку Кремля также сорвался. Организатор фестиваля ? питерская Ассоциация симфонических и камерных оркестров России (АСКОР) (каких как раз ? неясно: ни один столичный оркестр, например, в нее не вхож) приложив все возможные усилия нагнетала пафос, но острые на язык меломаны скоро нарекли фестиваль "антигергиевским".

Во-первых, лишь месяц назад в Москве завершился уже ставший классическим замечательный Пасхальный фестиваль, придуманный Валерием Гергиевым, и происхождение подобного форума на столь маленькой временной дистанции ? это явный перебор кроме того для столицы. Во-вторых, к организации фестиваля оркестров прежде всего были причастны люди, чья биография так или иначе связана с Мариинкой. Директорствует в АСКОР Лолита Сильвиан, скрипачка Мариинского оркестра, а личное покровительство фестивалю оказывал и, говорят, кроме того его придумал Юрий Лаптев ? бывший мариинский баритон, а сейчас советник президента России по вопросам культуры.

Публика с радостью заполняла Колонный зал Дома альянсов, но все больше на халяву. С ценовой политикой у организаторов вышла промашка: желающих платить до 15 тысяч за возможность посетить концерт выяснилось мало. Действительно, за счет того, что на языке отечественных промоутеров именуется "резервной явкой" из пенсионеров, которым на входе контрамарки раздавались пачками, аншлаг был любой вечер. Довольно часто за место, указанное в пригласительном, разворачивалась практически настоящая дуэль, поскольку "двойные места" организаторы выписывали не скупясь. А билетеры, каковые имели возможность бы урегулировать то и дело появляющиеся конфликты, отсутствовали как класс. Билеты на входе, устраивая давку, контролировали очаровательные, но полностью неопытные девушки при помощи милицейской роты, с интересом заглядывавшей в любую, кроме того самую маленькую, женскую сумочку.

Так же, как билетеры, отсутствовал какой-либо конферанс. Слушатель, что опоздал купить буклет, а посмотреть через плечо соседа стеснялся, целый вечер имел возможность сам с собой играться в "предугадай мелодию".

Досталось трудностей и музыкантам. Автобус для одного из оркестров заблудился где-то на Тверской, чуть не сорвав репетицию. И дирижеру лично было нужно заниматься урегулированием транспортного вопроса. А менеджеру другого великого дирижера было нужно со скандалом решать гонорарный вопрос конкретно в сутки концерта.

Все музыканты европейских оркестров, с кем удалось пообщаться, принимали нежданно, вне всяких замыслов "выскочившую" поездку в Россию как повинность. Их значительно больше интересовало выступление собственной сборной на чемпионате мира, нежели столичный концерт.

Ни один из оркестров не удостоил Москву намерено подготовленной программы. Все игралось из подбора. Время от времени первое отделение концерта по хронометражу не дотягивало и до получаса, а время от времени выяснялось, что оркестру нечем бисировать, как произошло с английскими музыкантами, каковые в первый раз в жизни лишь в Москве заметили выписанного им в экстренном порядке немца Флора и фактически целый концерт отыграли в независимом от дирижера режиме ? весьма слаженно, но бесчувственно. У итальянцев и израильтян экспрессии было побольше, а технической чистоты ? мельче. И все, словно бы сговорившись, игрались без всякой оригинальности в интерпретациях, не рождая никаких эстетических и душевных потрясений.

, пока в финале фестиваля на сцене не показались французы. Они отыграли шикарный концерт с изысканной программой. Но госслужащие снова захотели, дабы окончательное слово осталось за ними. И закончилось все, как и начиналось, выспренними речами. К счастью, Мюнг Вун Чунг давал слово возвратиться в сентябре.

С оркестром театра La Scala корейский дирижер даст два концерта в Москве. Без всякой мишуры из политической целесообразности.

Мария Бабалова

России подарили Мою матушку — гусыню

В Колонном зале Дома альянсов закончился фестиваль оркестров, что, как гласили растяжки, должен был стать лучшим подарком ко Дню России. Некую спорность этого утверждения окупило блестящее выступление завершившего фестиваль Филармонического оркестра Радио Франции под управлением известного корейца Мюнг Вун Чунга.  

Сначала фестиваль, на котором в общем итоге выступили пять оркестров из Израиля, Италии, России, Англии и Франции, создавал необычное чувство собственной случайной, ни в какую концепцию не укладывающейся программой. Дирижерские предания ХХ века Зубин Мета и Лорин Маазель сочетались в нем со скромным германским специалистом Клаусом Петером Флором. Коллективы мирового уровня, наподобие Академии Святого и Израильской филармонии Мартина в полях, ? с Новосибирским отвлечённым оркестром, что далек от того, дабы претендовать на подобные комплименты.

Но, как раз сибиряков, отмечающих в текущем году 50-летие творческого альянса с маэстро Арнольдом Кацем, выбрал для визита Владимир Владимирович Путин, при личной помощи которого был организован фестиваль. Президент пропустил их щедринскую "Кармен-сюиту", но выслушал святая святых русской музыки ? Пятую симфонию Чайковского, которую оркестр, наверное, все полвека играется одинаково и уже самую малость от этого подустал.

Показав патриотизм (сходу пошли слухи, что сейчас оркестр возьмёт грант), президент прогадал в музыкальном отношении. Лучшее событие фестиваля произошло позднее, в самом его финише, в то время, когда в Москве в первый раз выступил Филармонический оркестр Радио Франции. Его музыкальный директор Мюнг Вун Чунг у нас уже бывал, но в другом качестве ? в первой половине 70-ых годов XX века музыкант из Республики Корея стал вторым на конкурсе Чайковского как пианист.

С того времени Чунг превратился в одного из самых броских и харизматичных дирижеров нового поколения, прославившись социальной активностью, дружбой с старым классиком Оливье Мессианом и скандальным уходом из Парижской оперы в первой половине 90-ых годов двадцатого века.

Его столичный концерт стал тем долгожданным фестивальным вечером, в котором совпали уровень качества оркестра, класс дирижера, небанальность программы и современное чувство времени, которое принципиально важно кроме того в таком классическом мастерстве, как хорошая музыка. Вечер начался со в полной мере ожидаемых от французского оркестра французских тонкостей равелевского балета "Моя матушка-гусыня". Но наилучшим образом дирижерское мастерство Чунга, воображающее сердца и идеальное сочетание ума, проявилось в Шестой симфонии Брукнера ? самом тягучем, трудноподъемном и, несмотря ни на что этому, великолепно выполненном произведении в программе фестиваля.

На этом радость не кончилась. В качестве бисов важный маэстро припас две дразнилки ? Венгерский танец Брамса и увертюру к опере "Кармен". По иронии судьбы приблизительно эта музыка в значительно более приблизительном выполнении уже звучала на фестивале (в концертах Лорина Маазеля и Арнольда Каца).

Неизвестно, знал ли об этом Чунг, но какую-никакую неспециализированную линию он, так, рыхлому "деньрожденному" мероприятию все же выстроил.

Екатерина Бирюкова

Написать комментарий

// среда, 14 июня 2006 года

Протокольная увертюра

Предполагалось, что фестиваль, посвященный Дню России, все первые одиннадцать дней июня будет отмечаться выступлением какого-нибудь широко известного оркестра. А 12 июня, конкретно в сутки праздника, форум покинет концертный зал и переместится на Красную площадь. Действительность значительно отредактировала амбициозный план.

Прекрасное начало сорвалось. Венский филармонический оркестр во главе с дирижирующим и поющим Пласидо Доминго не приехал.
скопируйте данный текст к себе в блог:

// среда, 14 июня 2006 года

Протокольная увертюра

Предполагалось, что фестиваль, посвященный Дню России, все первые одиннадцать дней июня будет отмечаться выступлением какого-нибудь широко известного оркестра. А 12 июня, конкретно в сутки праздника, форум покинет концертный зал и переместится на Красную площадь. Действительность значительно отредактировала амбициозный план. Прекрасное начало сорвалось.

Венский филармонический оркестр во главе с дирижирующим и поющим Пласидо Доминго не приехал. Iiainoe NIE2 ? Новости net.finam.ru