«Раздолжнители» пришли к банкирам

Мошенники перевели внимание на денежно подкованных россиян

«Раздолжнители» пришли к банкирам

Фото: ТАСС/Алексей Зотов

«Раздолжнители» начали атаку на банкиров. Мошенники требуют погашения несуществующих долгов по кредитам банка «Русский стандарт» у сотрудников вторых кредитных организаций. По словам опрошенных «Известиями» специалистов, провокации мошенников направлены на выуживание персональных данных.

Преступники отправляют письма на рабочие коробки персонала больших банков следующего содержания: «Глубокоуважаемый должник! Меня кличут Толкачев Иван Павлович. Я представитель интернет-банкинга «Русский стандарт онлайн кредит». На Ваши паспортные эти был оформлен потребительский кредит через отечественный онлайн-сервис на сумму 360991 рубль. Сейчас задолженность не погашена! На 2 августа 2016 года ваш долг образовывает 385 660 рублей с учетом пени 0,5% в сутки.

Вследствие этого на ваше имя был составлен иск! Ознакомьтесь, прошу вас, с документами…» К сообщению прикреплены два файла — копия и копия договора иска.

О получении «писем счастья» на рабочую почту «Известиям» поведали пара действующих сотрудников различных банков. Эта мошенническая схема — видоизмененный вариант «хорошей» схемы атак «раздолжнителей» на клиентов банков.

«Раздолжнители» предлагают собственные «услуги» в сети. В первый раз Национальный банк обратил внимание на эту категорию мошенников в 2014 году. Цель «раздолжнителей» — взять средства населения за решение проблем с погашением долгов по кредитам. Преступники предлагают вложиться в собственную компанию, дабы не отдавать долги банкам.

Наиболее компания и «известный» — пример «Древпром» (признана банкротом в мае 2015 года). Она предлагала погашение банковских кредитов за рабочую группу в 20–30% от суммы займа.

Но в случае если ранее «раздолжнители» делали ставку на клиентов банков, в основном пенсионеров (сохраняя надежду на низкий уровень денежной грамотности), сейчас в сфере их интереса были банкиры с действующими кредитами.

Управляющий организации по защите прав потребителей «Финпотребсоюз» Виктор Майданюк уверен, что для того чтобы рода «неотёсанные разводки» как правило вычислены на последующее общение с «должником».

— Ясно, что никто не будет выплачивать долг в 300 тыс. рублей, что он не брал, — отметил глава «Финпотребсоюза». — Но в ходе «прояснения» обстановки и клиент, и работник банка смогут нежданно дать согласие с автором писем и предложить: «Да, вы, быть может, правы, мы разберемся с этим долгом, но, дабы он автоматом не ушел к коллекторам, не могли бы вы внести очередной платеж в 10 тыс., а когда мы удостоверимся в надежности все данные, то в обязательном порядке его вернем».

Виктор Майданюк уверен, что сейчас подобные «письма счастья» направлены и на то, дабы выудить у сотрудников банков персональную данные.

— Ошарашенный неожиданными претензиями гражданин может постараться в общении с мошенником снять все подозрения на собственный счет, предоставив дополнительную данные, — отметил глава «Финпотребсоюза».

В «Русском стандарте» «Известиям» объявили, что наименование их банка мошенники применяют, потому, что это один из наибольших розничных банков с прекрасно узнаваемым брендом.

— По характеру письма в большинстве случаев сходу возможно додуматься, что оно послано не банком. Во-первых, банк отправляет письма клиентам лишь с официальных почтовых коробок c доменом @rsb.ru. Во-вторых, банк «Русский стандарт» не предоставляет одолжений по оформлению кредитов через сервис «интернет-банк», — отметили в пресс-службе.

По словам представителей «Русского стандарта», в банке прилагают упрочнения для противодействия мошенникам .

— В случае если в call-центр банка поступает звонок от получателя для того чтобы письма, мы оперативно вместе с правоохранительными органами начинаем работу по привлечению и поиску преступников к ответственности, — пояснили в пресс-службе «Русского стандарта».

По словам юриста специальной столичной коллегии юристов «ЭкКорп-Защита» Олега Никуленко, правоохранительным органам с подобного рода мошенничеством бороться нереально. Специалист предлагает не обращать внимания на подобные послания.

Но специалисты показывают и на другой нюанс — степень открытости информации о русских заемщиках.

По словам начальника юридического департамента Ланта-банка Дмитрия Шевченко, информацию о кредитах смогут быть дешёвы из различных источников — к примеру, от микрофинансовых организаций, вторых банков либо организаций, имеющих доступ к бюро кредитных историй. Олег Никуленко уверяет, что получить данные предельно легко.

— Информацию о кредитах — не история заболевания, исходя из этого скрывать ее либо стесняться не имеет смысла, — вычисляет Дмитрий Шевченко.

Офпреды ЦБ сказали «Известиям», что по последним актуальным данным в первом полугодии 2016 года поступило 2112 жалоб «в отношении субъектов рынка микрофинансирования по вопросу совершения действий, направленных на возврат задолженности согласно соглашению микрозайма и по вопросу цессии долга (вопросы по коллекторским агентствам. — «Известия») — 336 жалоб».

По словам представителей пресс-службы регулятора, жалобы направлялись заемщиками в работу Банка России по защите прав потребителей денежных одолжений и мелких акционеров, ее территориальные подразделения, и территориальные учреждения Банка России. В пресс-службе ЦБ кроме этого подчернули, что по «хорошим раздолжнителям» с июня 2015 года по июнь 2016-го в ГУ Банка России по ЦФО поступило пара жалоб от граждан.

Виктор Майданюк сетует, что в стране «весьма остро стоит неприятность с хранением персональной информации».

— Закон «О персональных данных», распоряжения правительства четко регламентируют, как должны планировать, храниться и употребляться переданные гражданами индивидуальные сведения, — выделил Виктор Майданюк. — Причем нормативные требования относятся как к информации о визитёрах, клиентах, так и о работниках компаний.

По словам главы «Финпотребсоюза», наблюдаются нарушения, каковые определяются практически нулевой серьезностью за нарушения законодательства.

— Санкции по статье 13.11 КоАП («Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, применения либо распространения информации о гражданах (персональных данных) — предупреждение либо наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на чиновниковов — от 500 до 1 тыс. рублей; на юрлиц — от 5 до 10 тыс. рублей, — отметил Виктор Майданюк.

Собеседник рекомендует ни за что не передавать никакой информации до правильного установления источника долга, а вдруг это мошенник — сходу удалять «письмо счастья».

— Как и в других случаях дистанционного мошенничества, тут затруднительно установить организаторов и исполнителей, пресечь их деятельность, — сокрушается специалист.

Партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антон Бабенко предостерегает: не следует передавать собственные персональные данные в ответ на странные запросы и тем более не нужно перечислять деньги в погашение спорных долгов.

— Все данные необходимо уточнять методом независимых обращений в отделения банков, — вычисляет Антон Бабенко.

В Генеральной прокуратуре и Роспотребнадзоре не ответили на запрос.