Реформа накоплений обернется повышением пенсионного возраста

При принятия предложенной ЦБ и Министерством финансов реформы пенсионной совокупности значительно возрастает риск реализации для того чтобы сценария, указывается в изучении аналитического центра НАФИ

Реформа накоплений обернется повышением пенсионного возраста

Фото: РИА Новости/Сергей Мальгавко

Риск увеличения пенсионного возраста существенно возрастет , если правительство Минфина предложения и примет Центробанка по реформированию пенсионной совокупности. Таковой вывод содержится в изучении НАФИ («Известия» ознакомились с документом незадолго до официальной презентации). Наряду с этим специалисты аналитического центра уверены, что с громадной долей возможности предложения будут поддержаны, потому, что сейчас это разрешит снизить недостаток бюджета.

Однако, согласно точки зрения аналитиков, в возможности реформа угрожает не только увеличением пенсионного возраста, но и понижением устойчивости пенсионной бюджета и системы.

В конце прошлого месяца Минфин и Центробанк презентовали собственный видение новой пенсионной реформы. В частности, оно предполагает отмену накопительной части пенсии в рамках совокупности необходимого пенсионного страхования (ОПС). 6% заработной платы сотрудника, каковые работодатель на данный момент переводит в накопительную часть пенсии, предлагается отправлять в ее страховую часть.

Наряду с этим людей по умолчанию будут подключать к новой совокупности квазидобровольных накоплений.

В НАФИ считают, что с учетом главных предложенных сценариев реформы удачный для бюджета Банка России и план Минфина отыщет значительную административную помощь. В этом случае перемены иногда начинаются уже в 2019 году. Но, несмотря на короткий хороший эффект для бюджета, в НАФИ видят огромное количество рисков, каковые последуют за реализацией предложений финблока.

Помимо этого, уверены в НАФИ, при реализации предложений Министерства финансов и ЦБ возрастает риск увеличения пенсионного возраста. Более того, доводы исследователей показывают, что такая непопулярная мера фактически неизбежна. Дело в том, что государство, увеличивая поступления в распределительную совокупность, облегчит на какое-то время проблему недостатка бюджета, но одновременно с этим существенно увеличит собственные обязательства на предстоящую возможность.

«Высокая подверженность пенсионной совокупности в Российской Федерации демографическим и денежным рискам потребует от правительства своевременных ответов, без которых смогут значительно обостриться риски социальной напряженности, а устойчивость пенсионной бюджета и системы — снизиться», — указывается в изучении.

Неприятность недостатка Пенсионного фонда России (в 2017 году он может составить 1,1 трлн рублей), отмечают в НАФИ, во многом определяется не недостаточными взносами, а совсем вторыми обстоятельствами. Во-первых, высока часть неформальной и теневой занятости, и безработицы. Вследствие этого, согласно расчетам социальных отношений и Академии труда, в год пенсионная совокупность России теряет 3,4 трлн рублей.

Во-вторых, в стране низок уровень заработных плат: в 2015 году часть работников, отчисления от заработной плата которых в ПФР были ниже прожиточного минимума пенсионера, составляла 68,9%. Соответственно пенсионная совокупность не приобретает достаточного количества взносов для обеспечения приемлемого уровня выплат пенсионерам.

В-третьих, увеличивается число людей с доходами ниже прожиточного минимума. В случае если в 2013 году их было 15,1 млн человек, то в текущем году показатель превысил 19 млн. Одвременно с этим значительно сократится часть населения трудоспособного возраста: по словам первого зампреда ЦБ Ксении Юдаевой, трудоспособное население России каждый год уменьшается на 900 тыс. человек. Это в сочетании с повышением длительности судьбы россиян ведет к росту коэффициента демографической нагрузки, что, в соответствии с среднему варианту демографического прогноза Росстата до 2030 года, вырастет с 764 человек нетрудоспособного возраста на 1000 лиц трудоспособного возраста до 857 человек.

Так, к 2050 году госрасходы, которые связаны с пенсиями, смогут вырасти до 19% ВВП против текущих 13%.

Еще одной обстоятельством превышения затрат ПФР над его доходами есть громадной количество льгот по уплате взносов для регионов и ряда отраслей, в частности по выплате досрочных пенсий: по словам заместитель главы ПФР Николая Козлова, приблизительно треть участников пенсионной совокупности приобретают досрочные пенсии. Согласно точки зрения государственного служащего, пенсии людям, трудящимся в непростых условиях, а также в нефтяной, газовой, горнорудной индустриях, должны формироваться за счет компаний, сотрудниками которых они являются.

Простое повышение взносов в распределительную часть неприятности не примет решение, утверждают в НАФИ: государство переносит собственные обязательства с текущего момента на будущее, в то время, когда их исполнение в связи с демографической и социальной обстановкой делается еще менее реалистичным. Как раз исходя из этого, подчеркивается в изучении, «высока возможность формального увеличения пенсионного возраста, что на данный момент образовывает 55 лет для дам и 60 лет для мужчин». Согласно точки зрения бывшего минимстра финансов, главы Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина, его направляться довести до 63 лет как для мужчин, так и для дам начиная с 2019 года.

С данной позицией согласен и министр экономики Алексей Улюкаев, что уверен в том, что увеличение возраста выхода на пенсию для россиян нужно и данный процесс направляться начать уже в конце 2016 года.

— Пенсионный возраст нужно будет повышать, и это неизбежно, — уверен президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов. — Но это не связано с форматом накопительной пенсии, останется она необходимой либо станет необязательной. Главная причина увеличения пенсионного возраста — глубокая дефицитность и недоиндексированность страховой пенсии. Как раз из-за неприятностей в распределительном компоненте последние четыре года изымаются накопления будущих пенсионеров.

Имеются в виду запрете на пенсионные накопления, каковые объявляются три года подряд и планируются на ближайшую трехлетку. Как отмечает глава совета Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) Сергей Беляков, экономика утратила за три года заморозки порядка 1,5 трлн рублей долговременных инвестиций.

— Предлагаемые Министерством финансов и ЦБ трансформации и ожидаемое увеличение пенсионного возраста, с одной стороны, снизят нагрузку на бюджет, как и предусматривает эта концепция. Но, с другой, понижение обязательств страны перед пенсионерами не должно означать полного отказа от ответственности за их судьбу, — думает управляющий партнер аналитического центра НАФИ Павел Самиев.

Замдиректора Университета прогнозирования и социального анализа РАНХиГС Юрий Горлин говорит, что не видит яркой связи между пенсионной реформой, предложенной ЦБ и Министерством финансов, и трансформацией пенсионного возраста.

— Предложение ЦБ, вероятнее, связано с тем, что необходимая накопительная совокупность себя не оправдала. И с тем, что в бюджете нет денег, дабы компенсировать выпадающие доходы распределительной совокупности, в случае если необходимая накопительная совокупность будет функционировать в том формате, в котором она существует, — комментирует специалист.