Росфинмониторинг отказался от создания госреестра бенефициаров

В ведомстве не пошли навстречу банкирам, предлагавшим организовать такую базу данных

Росфинмониторинг отказался от создания госреестра бенефициаров

Фото: ТАСС/Егор Алеев

Росфинмониторинг отказался от создания государственного реестра бенефициаров на базе действующего Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юрлиц. Об этом «Известиям» поведал источник, близкий к Росфинмониторингу. Собеседник уточнил, что необходимо дождаться результата от реализации на практике ранее принятых поправок в законодательство.

Банкиры, каковые получают создания для того чтобы государственного реестра с 2013 года, настаивают, что имеющиеся механизмы обнаружения конечных собственников неэффективны.

Борьба с офшорами в Российской Федерации улучшается, а банкам так же, как и прежде сложно выявлять конечных собственников компаний при приеме их на обслуживание. Банкиры снова поставили перед Росфинмониторингом вопрос о необходимости создания государственного реестра бенефициаров — на базе действующего Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юрлиц. Кредитные организации аргументировали собственную позицию нежеланием брать на себя повышенные риски в рамках действующего антиотмывочного законодательства.

Финразведка не отправилась навстречу кредитным организациям.

— В ведомстве считают, что на данный момент неприятность установления бенефициаров решена в следствии принятия поправок к 115-му закону о противодействии легализации доходов, взятых преступным методом (закон принят 23 июня 2016 года), — пояснил «Известиям» близкий к Росфинмониторингу источник. — Принятые поправки обязывают компании информировать данные о собственных настоящих обладателях при обращении в банки. Кроме того в случае если конечного бенефициара организации распознать не смогут, они должны будут документально подтвердить, что приняли все меры по обнаружению настоящих обладателей.

По словам собеседника «Известий», необходимо взглянуть, как будет трудиться данный механизм на практике, и лишь затем возможно вспоминать о следующих шагах, в случае если в них будет необходимость.

Поправки в 115-ФЗ вступят в силу в декабре этого года. Наряду с этим банки в рамках действующего антиотмывочного законодательства с июня 2013 года должны выявлять настоящих обладателей бизнеса при обслуживании. Без единой базы бенефициаров кредитные организации делали это требование, применяя все имеющиеся ресурсы — ЕГРЮЛ, ЕГРИП, базы СПАРК, Factiva и пр., деятельность которых не регулируется, и обменивались информацией между собой. В 2014 году был принят закон о контролируемых зарубежных компаниях.

В соответствии с ним россияне должны раскрывать, какие конкретно компании и иностранные структуры они осуществляют контроль.

Однако на практике банки неоднократно сталкивались с проблемами при обнаружении выгодоприобретателей — довольно часто бенефициарами русских компаний выяснялись технические компании (либо цепочка таких компаний), зарегистрированные в самые популярных офшорах (Кипр, Английские Виргинские острова и пр.). Принимать таких корпоративных клиентов на обслуживание либо нет, любой банк решал в соответствии с собственной совокупностью оценки рисков.

Технически процесс обнаружения настоящих собственников бизнеса осложняет и необходимость сбора информации в ручном режиме, исходя из этого банковское сообщество неоднократно поднимало вопрос создания официальной базы настоящих собственников бизнеса. В первый раз вопрос о необходимости для того чтобы реестра был поднят в 2011 году, но активные действия банкиры начали предпринимать в 2013-м. Летом этого года Национальный совет денежного рынка выступил с предложением, что создать реестр бенефициаров возможно на базе уже существующего fedresurs.ru.

На портале возможно определить полное и сокращенное наименование компании, ее адрес, регион и сферу деятельности. Помимо этого, в реестре возможно уточнить уставный капитал организации, цена ее чистых активов, статус (действующая либо нет), информацию о единоличном аккуратном органе (в большинстве случаев, это генеральный директор).

Вице-президент, начальник работы денежного мониторинга клиентских операций ВТБ24 Игорь Венгеров отмечает, что «вопрос о обнаружении бенефициарных обладателей вправду остается сложным и не до конца урегулированным».

— Кредитные организации не владеют максимально широким комплектом инструментов для установления данной информации, что, само собой разумеется, пара затрудняет их работу, — пояснил представитель ВТБ24. — на данный момент банки в соответствии со собственными внутренними правилами применяют разные меры для обнаружения конечных собственников. Но эта работа достаточно трудоемка и не всегда дает возможность приобрести точный итог.

По словам главы работы денежного мониторинга Бинбанка Дины Багатовой, с декабря компаниям вправду будет существенно сложнее скрывать настоящих обладателей бизнеса.

— Какой бы долгой ни была цепочка владения, поправки в 115-й закон обязывают раскрывать сведения о физическом лице — конечном собственнике, — пояснила представитель Бинбанка. — Непременно, трансформации в законодательстве окажут помощь банкам доводить работу по обнаружению бенефициаров до победного конца.

Однако, по словам собеседницы, значительно действеннее наделить функцией по обнаружению бенефициаров налоговый орган — в момент регистрации юрлица — и включать сведения о бенефициарах в ЕГРЮЛ.

— Это разрешило бы снять с кредитных организаций несвойственные им функции по поиску конечных бенефициаров собственных клиентов. Банки устанавливали бы эти сведения о бенефициарах согласно данным из ЕГРЮЛ наровне с адресом местонахождения организации, сведениями об имеющихся лицензиях и другими данными, содержащимися в едином госреестре. Применение сведений из ЕГРЮЛ привычно и удобно для банков, — отметила Дина Багатова.

Игорь Венгеров согласен, что «информация о бенефициарных обладателях предприятия обязана указываться конкретно при регистрации компании и подаче всех документов в налоговую администрацию». При таком сценарии создание отдельного государственного реестра бенефициаров вправду излишне, резюмируют собеседники.

В декабре 2015 года в государственную думу был внесен закон, по которому компании должны раскрывать конечных собственников при регистрации. Поправки еще не рассмотрены.