«Роскосмос» создаст новую сверхтяжелую ракету

В ней будут использованы двигатели РД-171, созданные для проекта «Энергия-Буран»

«Роскосмос» создаст новую сверхтяжелую ракету

Фото: РИА Новости/ Александр Моклецов

В корпорации «Роскосмос» приступили к проектированию новой ракеты сверхтяжелого класса, создать которую планируется, применяя задел программы «Энергия-Буран», на протяжении которой были созданы двигатели РД-171, до сих пор считающиеся непревзойденным достижением в сфере жидкостного двигателестроения. От строительства сверхтяжелой «Ангары А5В» с водородной ступенью «Роскосмос» собирается отказаться.

— Мы ведем с главным конструктором по ракетным комплексам «Роскосмоса» Александром Медведевым проработку носителя сверхтяжелого класса с применением двигателя, что у нас уже имеется, — РД-171, он ложится в базу концепции сверхтяжелого носителя, — заявил «Известиям» председатель совета директоров ракетно-космической корпорации «Энергия» Владимир Солнцев. — Применение водородных схем на первой и второй ступенях этого носителя мы пока не разглядываем. Третью ступень желаем забрать от уже летающей «Ангары». Такая компиляция разрешит нам сэкономить и время, и деньги. Мы берем то, что уже имеется, не несем дополнительных затрат и не уходим в «возможность десятилетий».

Я уверен, что создание «сверхтяжа» по данной схеме вероятно в рекордное время — речь заходит о пяти-семи годах.

По словам Владимира Солнцева, проектируемый носитель сверхтяжелого класса станет главной ракетой в последующей реализации лунной программы.

— С учетом принятого «Роскосмосом» и утвержденного правительством замысла работ в первой половине 20-ых годов двадцатьпервого века обязан состояться первый пуск корабля «Федерация» в беспилотном режиме с Восточного на РН «Ангара А5П», — поведал Владимир Солнцев. — В первой половине 20-ых годов двадцатьпервого века обязан состояться уже пилотируемый запуск с Восточного, по итогам которого мы должны будем рассказать о готовности к следующему этапу — освоению дальнего космоса. К этому времени мы уже, думаю, приступим к реализации работ по «сверхтяжу», что разрешит нам к пределу 2025 года подойти с носителем, что разрешит реализовать все отечественные амбиции по лунной программе.

Главный конструктор по ракетным комплексам Александр Медведев подтвердил «Известиям», что проект сверхтяжелого носителя с применением разработок РД-171 на данный момент разрабатывается.

Глава РКК пояснил, что в проекте закладывается ракета, выводящая порядка 80 т на низкую опорную орбиту (НОО). Предстоящая эволюция «сверхтяжа» на базе разработок РД-171 предполагает возможность повышения грузоподъемности ракеты до 120 т на НОО и при необходимости до 160 т на НОО за счет расширения компоновки возможности и изменения ракеты двигателей.

Создание ракеты на базе разработок РД-171 разрешит отказаться от плана выстроить сверхтяжелую ракету на базе «Ангары».

«Ангара А5В» до тех пор пока существует лишь в виде аванпроекта, подготовленного Центром Хруничева весной этого года. Грузоподъемность «Ангары А5В» должна была составить 38 т нужной нагрузки на НОО при условии применения в ее составе разгонного блока с кислородно-водородной ступенью. Это, само собой разумеется, мало для настоящей «лунной ракеты». Для сравнения: самой замечательной ракетой в истории до сих пор остается Saturn-5 Вернера фон Брауна, которая имела возможность вывести на низкую околоземную орбиту 141 т груза.

Saturn-5 создавалась специально для реализации американских лунных миссий. Довольно низкая грузоподъемность «Ангары А5В» предопределяла достаточно сложную идею организации лунной экспедиции. Обращение шла о четырехпусковой схеме, которую РКК «Энергия» воображала на МАКС-2015. Выглядит схема так: сперва ракета «Ангара А5В» стартует с лунным посадочным модулем и его межорбитальным буксиром (его задача — выдать импульсы, разрешающие модулю сойти с орбиты Почвы и направиться на орбиту Луны). Вторым запуском на орбиту выводится еще один межорбитальный буксир, он стыкуется с посадочным лунным модулем, и эта связка направляется на лунную орбиту.

Третьим пуском на орбиту выводится главной космический корабль с экипажем, и последним, четвертым, — еще один межорбитальный буксир для стыковки с ПТК. Состыковавшись с буксиром, ПТК направляется на орбиту Луны, где произведет стыковку с посадочным модулем.

— Четырехпусковая схема разрешает отказаться от сверхтяжелой ракеты как такой, — говорит Солнцев. — Но на сегодня четырехпусковая схема для нас — резервный вариант. Само собой разумеется, многопусковые стыковки и схемы на разных орбитах нами отрабатывались десятилетиями, исходя из этого мы можем их иметь в виду при планировании межпланетных миссий. Но сам процесс сложный: дабы учесть все траекторные и технические моменты, нам нужно пускать ракеты с промежутком в три дня, не больше.

Для реализации четырехпусковой схемы в будущем было нужно выполнить одно условие уже на данный момент: начать строить на Восточном стартовый стол сходу для двух ракет — тогда задача осуществления одного старта в три дня решалась. Но на Восточном решили строить один стол для «Ангары», и в таковой конфигурации четырехпусковая схема для лунной экспедиции остается чисто номинальным вариантом.

В действующей редакции «Федеральной космической программы на 2016–2025 годы» (ФКП-25 подвергнется секвестру в среднем на 15%) на работы ракетного комплекса «Ангара» тяжелого класса до 2025 года зарезервировано 77,4 млрд рублей. Работы по сверхтяжелому классу конкретно на Восточном по идее должны начаться уже по окончании 2025 года, но на работы по проектированию комплекса сверхтяжелого класса в ФКП-25 предусмотрено 24,3 млрд рублей, еще 12,3 зарезервировано на создание кислородно-водородного разгонного блока.

— Экономически обосновать создание сверхтяжелой ракеты еще никому не получалось, исходя из этого рвение сделать ее из уже имеющихся элементов — это ход в верном направлении, — вычисляет член русском Академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. — В совершенстве сверхтяжелая ракета обязана как конструктор планировать из серийных частей. Это разрешит кроме того при маленьком количестве пусков — один-два в год — всё-таки обеспечить ее приемлемую цену. И не разрабатывать водородную ступень, по причине того, что создавать ее было нужно бы с нуля и плюс к тому водородные разработки требуют создания весьма дорогой инфраструктуры на космодроме.