Россия преодолела зависимость от Украины по вертолетным двигателям

Первым клиентом автомобилей с отечественными двигателями стало Минобороны

Россия преодолела зависимость от Украины по вертолетным двигателям

Фото: ТАСС/ Марина Лысцева

Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в «Ростех») приступила к серийному производству новых двигателей ТВ7-117В, созданных АО «Климов» для вертолетов Ми-38, турбовинтовые модификации которых смогут использоваться кроме этого на региональном самолете Ил-114 и легком военно-транспортном самолете Ил-112В. Как сказала «Известиям» офпред ОДК Анастасия Денисова, появление этих двигателей разрешит совершить полное импортозамещение продукции в стратегически ответственном для безопасности страны сегменте.

— По показателям экономичности, ресурсов, надежности базисный двигатель стоит в последовательности лучших мировых образцов данного класса, — сказала «Известиям» Анастасия Денисова. — Всего до 2020 года планируется изготовить не меньше 200 разных модификаций (для самолётов и вертолётов). До этого двигатели для отечественных гражданских и боевых автомобилей производились только на Украине. Сейчас двигатели ТВ7-117В производятся из всецело освоенных в стране подробностей, комплектующих и узлов.

Особенность двигателей семейства ТВ7-117В содержится в обеспечении безопасности полета вертолета при экстремальных обстановках методом введения чрезвычайных режимов мощностью 2800–3750 л.с. До 2020 года мы планируем выпустить более 200 двигателей семейства ТВ7-117В в турбовальных и турбовинтовых модификациях.

По словам эксперта, сейчас корпорацией полностью развернута работа по организации серийного производства ТВ7-117В — главным поставщиком комплектующих для окончательной сборки двигателей на «Климове» станут входящие в ОДК компании — АО «ММП им. В.В. Чернышева», АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», и другие предприятия.

К двигателю предъявляются намного более твёрдые требования по мощности, экономичности, другим параметрам и массе, каковые значительно повышают эксплуатационные характеристики вертолетов — дальность полета, грузоподъемность, — сказал «Известиям» эксперт. По существу, вертолеты с этими двигателями должны занять нишу в классе взлетной массы 14–15 т.

По словам специалиста в области оружий Антона Лаврова, Ми-38 станет заменой самому массовому семейству вертолетов Ми-8/171.

— Машина займет нишу между предшественниками и более тяжелыми вертолетами семейства Ми-26, — говорит специалист. — Ил-112 и Ил-114 подменят собой «антоновские» автомобили Ан-24 и Ан-26 на региональных авиалиниях и в министерстве Обороны. Это главные перевозчики грузов и пассажиров в отдаленных регионах, где еще до сих пор употребляются грунтовые взлетно-посадочные полосы. Логично, что первым клиентом нового Ми-38 выступило Минобороны.

В рамках недавней выставки HeliRussia-2016 холдинг «Вертолеты России» (входит в государственную корпорацию «Ростех») и Минобороны согласовали сроки и размеры поставок новейших автомобилей.

Как сказал генеральный директор холдинга по инновациям и производству Андрей Шибитов, первый клиент готов забрать три автомобили с опционом еще на пять.

Ранее разрабатывалась модификация Ми-38 с двигателем Pratt & Whitney Canada PW127TS. В ОДК предпочли не комментировать возможность применения двигателей Pratt & Whitney в будущем, к примеру, для экспортных контрактов.

В компании только подчернули, что для русского регионального самолета МС-21, первая выкатка которого совсем сравнительно не так давно прошла в Иркутске, изначально предполагалось применять два двигателя: один американский — от Pratt & Whitney, второй российский — ПД-14. В первом случае машина предназначалась для экспортных поставок. Во втором — для внутреннего рынка.

В итоге в режиме западных санкций в отношении России отечественный двигатель был единственным. То же самое сейчас происходит и с вертолетом Ми-38. Изначально машину позиционировали для внешнего рынка, где сертифицировать ее легче с западными моторами.

Но в ситуации, в то время, когда первым клиентом стал самый большой отечественный клиент — Минобороны, ему были предложены автомобили, укомплектованные всецело отечественным оборудованием.

Разработчик уверяет, что ТВ7-117В оказался лучше PW127T/S фактически по всем параметрам: у него более высокие мощности на режимах, лучшие показатели топливной экономичности и массового совершенства. Но до тех пор пока двигатель сертифицирован на межремонтный ресурс лишь в 100 часов работы. И данный показатель ОДК предстоит расширить в скором будущем в рамках открытой умело-конструкторской работы.

Договор с Минобороны — это одна из возможностей довести двигатель до требуемых эксплуатационных черт.

— Ми-38 — один из самых высокоавтоматизированных гражданских вертолетов в мире: пилотажно-навигационный комплекс разрешает делать в автоматическом режиме полет по маршруту, посадку, висение и стабилизацию на любом режиме полета, — отмечает Лавров. — А установленный на машине интегрированный комплекс оборудования ИБКО-38 снабжает экипаж информацией в качестве и объёме, поддерживающими большой уровень безопасности исполнения полетов. Помимо этого, как отмечалось, двигатель ТВ7-117В может трудиться в произвольных климатических условиях — как в тропиках, так и в Арктике, для которой не нужно создавать специальную модель вертолета. Это снабжает Ми-38, как и его предшественнику Ми-8/171, внушительный экспортный потенциал.