Таможенники спросили ее: "Мадам, где ваши драгоценности?" Она сняла туфли и показала на ноги: "Вот они!"

В пятницу исполняется 200 лет со дня рождения Марии Тальони. О легендарной балерине говорит известный французский хореограф Пьер Лакотт. "Мария Тальони — гранд и великая балерина-женщина. Сама она — как балетмейстер — создала лишь один балет — "Бабочку" — для собственной ученицы Эммы Ливри. Плохо, что Эмма, будучи совсем юный, погибла на сцене.

Тогда ввели новые газовые лампы, каковые ставили на сцене, и в качестве меры пожарной безопасности внесли предложение надевать на пачки сверху особые антивоспламеняющиеся прозрачные накидки, но у них был красноватый оттенок, и Эмма Ливри отказалась надевать такую юбку. На протяжении танца от газа ее пачка воспламенилась, и она сгорела, подобно мотыльку…"

В пятницу исполняется 200 лет со дня рождения Марии Тальони. О легендарной балерине говорит известный французский хореограф Пьер Лакотт, прославившийся реставрациями репертуара Тальони. С Пьером ЛАКОТТОМ специально для "Известий" пообщалась Екатерина НОВИКОВА.

— В то время, когда вы определили о Марии Тальони?

— Я мечтал о ней с самого раннего детства. Она была для меня как Мадонна. Муза. Мечта.

Для меня, ребенка, Тальони в образе Сильфиды была воплощением идеала. И я грезил, грезил, грезил.

— А в то время, когда вы обратились к балету "Сильфида" Филиппо Тальони и начали работату над его восстановлением?

— Сперва был фильм. Я начал изучить архивы, исторические записи, собирать материалы во второй половине 60-ых годов XX века. Фильм готовься в 1971-м, еще до спектакля. Год спустя по заказу парижской Opera я поставил балет. С Гилен Тесмар в ключевой роли.

А Джеймса выполнял Микаэль Денар. С этим спектаклем мы объездили всю землю — были в Ленинграде, выступали Москве в Громадном театре, в Мексике, в Барселоне, в Греции, в Афинах, в английском "Ковент-Гардене". Я ставил "Сильфиду" в театре Colon в Аргентине, в Токио, в Новосибирске…

Гилен Тесмар танцевала в этом спектакле с Рудольфом Нуреевым на сцене Римской оперы и в Бостоне. Спектакль шел в Финляндии, Чехословакии, Монте-Карло, в Балете Нанси. А позже я возродил фактически целый репертуар Тальони — и "Бабочку", и "Деву Дуная", сам танцевал с Доминик Кальфуни па-де-де, во второй половине 70-ых годов двадцатого века в балете Василева и Касаткиной поставил на Екатерину Максимову "Натали". В Ленинграде, в Мариинском театре, па-де-де "Бабочка" танцевали Ирина Колпакова и Сергей Бережной. Для Варшавской оперы возобновил "Цыганку".

Практически вернул к судьбе целый ее репертуар, включая еще "Озеро Фей" на музыку Обера.

— Я слышала, что вы приобрели архив Марии Тальони?

— Это правда. И грежу в текущем году написать и издать книгу о ней! (Буду рад, если вы переведете ее на русский.) Так как вы совсем правы — это особенный год для балета — год ее юбилея. Мария Тальони — гранд и великая балерина-женщина.

Она — Паганини балета. То, что она сделала для балета, тяжело переоценить: до нее балет рассматривался как дивертисмент, как развлечение. Именно она внесла на сцену лиризм, вынудила людей сопереживать своим героиням. С ней трудился по большей части ее папа, он ее страшно муштровал, заставлял делать по три класса в сутки.

Он сказал: "Я желаю, дабы на твой танец, не краснея, наблюдали и дамы, и девушки".

То, что она танцевала, ставили другие хореографы — по большей части ее папа, Филиппо Тальони. Сама она — как балетмейстер — создала лишь один балет — "Бабочку" — для собственной ученицы Эммы Ливри. Плохо, что Эмма, будучи совсем юный, погибла на сцене. Тогда ввели новые газовые лампы, каковые ставили на сцене, и в качестве меры пожарной безопасности внесли предложение надевать на пачки сверху особые антивоспламеняющиеся прозрачные накидки (как бы юбки сверху), но у них был красноватый оттенок, и Эмма Ливри отказалась надевать такую юбку.

На протяжении танца от газа ее пачка воспламенилась, и она сгорела, подобно мотыльку. По легенде, около ее могилы неизменно, в любое время года, порхала белая бабочка. По окончании одного из ее выступлений Мария Тальони написала Эмме такую записочку: "Вынудите всех позабыть обо мне, но помните меня".

— Тальони боготворили в Российской Федерации.

— Да, пара сезонов она танцевала в Громадном театре в Петербурге, что стоял в том месте, где находится сейчас консерватория. В то время, когда я был в Санкт-Петербурге, я видел дом, где она жила, рядом с Никольским собором. Она уезжала лишь на 2-3 месяца из России, а позже возвращалась. в один раз на границе таможенники задали вопрос ее: "Госпожа, где ваши драгоценности?" А она сняла ботинки и, продемонстрировав на ноги, сообщила: "Вот они!"

Но, в Российской Федерации царская семья достаточно щедро одаривала ее подарками, фактически по окончании каждого выступления, на котором находились члены императорской фамилии, ей делались дорогие подарки. Поклонники ее обожали и практически боготворили во всем мире. По окончании одного выступления кроме того выпрягли лошадей и несли ее карету на руках до гостиницы. Она танцевала фактически везде, не считая Америки.

В Москву ее приглашали трижды, но события складывались так, что, не обращая внимания на ее огромное желание поработать в Москве, расписание никак не разрешало ей это осуществить.

Среди ее поклонников был и Виктор Гюго. По окончании одного из ее выступлений в "Сильфиде" он пришел к ней за кулисы, поднялся на колени и сообщил: "За Ваши стопы, за Ваши крылья".

— А что для вас самым неожиданным было в тех документах, каковые вы купили из ее архива?

— В том месте большое количество любопытного. Ее письма, договора — в частности, первый договор с Мариинским театром. Она была дамой весьма умной, умела получать всего, чего желала. Знала, как обсуждать условия, как настоять на своем.

Кое-какие ее ответы звучат очень изящно, к примеру, так: "Милостивый правитель, не обращая внимания на мое огромное желание танцевать у Вас в этом сезоне, я осознаю, что по последовательности не зависящих от Вас обстоятельств Вы никак не имеете возможность выполнить те условия, каковые полностью нужны мне для успешной работы, ввиду чего с сожалением и огромной горечью я вынуждена отклонить Ваше предложение". Был бы я таковой рассудительный, как она, возможно, восстановленный мной по заказу Мариинского театра балет "Ундина" уже давно был бы в репертуаре этого театра…

— Как вы оцениваете ее вклад в мастерство балета?

— Он неоценим. Тальони вывела балет на совсем новую высоту.

— Наряду с этим она не первенствовала , кто поднялся на пуанты?

— Нет. Были балерины и до нее, например, Истомина в Российской Федерации. Но как раз Тальони обучилась не просто подниматься и спускаться с пальцев, но танцевать на пуантах легко, органично, оставаясь грациозной, подвижной.

Ее папа на занятиях с ней сказал, что если он лишь услышит мельчайший стук при ее приземлении, то от стыда!

— Вы видели ее туфельки?

— Да. Их много сохранилось. Тайная была в том, что все эти ботинки совсем мягкие, без пробки. Но позже, при подробном изучении, стало ясно, что она, возможно, сама делала носок из ваты, а перед тем как дарить, все снимала. Об этом свидетельствуют капельки клея, найденные на ее пуантах.

В то время, когда Анна Павлова встретилась в один раз с внуком Тальони, он попросил ее туфельку. А Павлова сообщила: "Я готова, но рядом с Марией Тальони я ничто". Павлова очень много сделала для балета, она была, возможно, лучшей в собственную эру. Она продолжила то, что заложила Тальони.

Но Тальони первенствовала !

— Из всех балетов Тальони, каковые вы вернули, какой вам нравится самому больше всего?

— "Сильфида".

— Вы сходу знали, что основную партию у вас станцует Гилен Тессмар?

— Сходу. Я ставил это на нее. И вдобавок такие увлекательные совпадения: балет "Сильфида" был создан в первой половине 30-ых годов девятнадцатого века, а я появился в 1932-м.

Премьера балета прошла 12 марта, а Гилен появилась 18-го.

— Кого очень необходимо отметить из партнеров Тальони?

— На протяжении одного из отъездов из Петербурга она трудилась в Швеции и в том месте познакомилась с одним молодым танцором. Она перетащила его в Россию, он был последним ее партнером — Иогансон. Потом он стал известным учителей балета в Санкт-Петербурге. Кстати, с ним занималась и Ольга Егорова, у которой я получал образование Париже. Вот такая узкая ниточка. Но, просматривая ее письма, изучая архивы Тальони, ее биографию, ее творчество, я уже чувствую, что сроднился с ней.

Как словно бы бы она стала родным для меня человеком.

Не знаю, будут ли что-то делать первые балетные труппы мира в честь ее юбилея. Было бы замечательно, если бы год ее двухсотлетия Солидной отметил каким-нибудь гала-концертом. Тальони великая балерина и уникальная личность.

Она это заслужила.

"Что говорит она ногами, того не сообщишь языком"

Ольга ГЕРДТ

Мария Тальони появилась в 1804 году, а погибла в 1884-м, прожив ровно восемьдесят лет. Целый девятнадцатый век был к ее услугам. В нее влюблялись, ей посвящали стихи — вышеприведенные строки принадлежат, к примеру, Платону Каратыгину. Все вычисляли ее собственной — французы, итальянцы, датчане. А русский критик Левинсон обнаружил, что Тальони, в жилах которой "текла скандинавская кровь", танцевала то, "о чем мыслил Кант, пел Новалис, фантазировал Гофман. Но, прошедшая строгую французскую школу, она выводила латинским шрифтом германские мечтания". "Строгая школа" всемирно отзывчивого гения Марии — в первую очередь школа ее отца, хореографа Филиппо Тальони, автора "Сильфиды", не первого, но лучшего балета романтической эры, в которой полет от почвы наконец-то материализовался в воздушном танце его дочери (по окончании чего Марии Тальони и приписали изобретение пуантов).

По преданиям, занятия Тальони с папой часто заканчивались обмороками, папа плескал в лицо дочери холодной муштра — и воды длилась. Тальони не была красавицей: через чур долгие ноги (к тому же "иксом" — фиксируют кое-какие), впалая грудь, сутулая поясницы — в школе ее кроме того дразнили "горбуньей". Но на сцене она становилась идеальной. По окончании Тальони изменилось все. Девушки следовали ее минималистским костюмам — скромный лиф, яркая юбка и никаких украшений, разве что цветок в волосах да букетик в руках.

Кроме того танцовщицы прекратили вести себя как кокотки.

Личная жизнь папиной дочки и великой романтической балерины была не весьма радостной. Был муж-граф, азартный игрок в карты, была дочь, бежавшая с русским князем Трубецким, была не весьма обеспеченная старость — великая Тальони перебивалась уроками танца. Но какое сейчас все это имеет значение? Написать комментарий

// пятница, 23 апреля 2004 года

Таможенники задали вопрос ее: "Госпожа, где ваши драгоценности?" Она сняла ботинки и продемонстрировала на ноги: "Вот они!"

В пятницу исполняется 200 лет со дня рождения Марии Тальони. О легендарной балерине говорит известный французский хореограф Пьер Лакотт. "Мария Тальони — гранд и великая балерина-женщина. Сама она — как балетмейстер — создала лишь один балет — "Бабочку" — для собственной ученицы Эммы Ливри. Плохо, что Эмма, будучи совсем юный, погибла на сцене.

Тогда ввели новые газовые лампы, каковые ставили на сцене, и в качестве меры пожарной безопасности внесли предложение надевать на пачки сверху особые антивоспламеняющиеся прозрачные накидки, но у них был красноватый оттенок, и Эмма Ливри отказалась надевать такую юбку. На протяжении танца от газа ее пачка воспламенилась, и она сгорела, подобно мотыльку…"
скопируйте данный текст к себе в блог:

// пятница, 23 апреля 2004 года

Таможенники задали вопрос ее: "Госпожа, где ваши драгоценности?" Она сняла ботинки и продемонстрировала на ноги: "Вот они!"

В пятницу исполняется 200 лет со дня рождения Марии Тальони. О легендарной балерине говорит известный французский хореограф Пьер Лакотт. "Мария Тальони — гранд и великая балерина-женщина. Сама она — как балетмейстер — создала лишь один балет — "Бабочку" — для собственной ученицы Эммы Ливри.

Плохо, что Эмма, будучи совсем юный, погибла на сцене. Тогда ввели новые газовые лампы, каковые ставили на сцене, и в качестве меры пожарной безопасности внесли предложение надевать на пачки сверху особые антивоспламеняющиеся прозрачные накидки, но у них был красноватый оттенок, и Эмма Ливри отказалась надевать такую юбку. На протяжении танца от газа ее пачка воспламенилась, и она сгорела, подобно мотыльку…" Iiainoe NIE2 ? Новости net.finam.ru