Триллион господдержки осел в банках и не дошел до экономики

Согласно точки зрения Счетной палаты, докапитализация кредитных организаций через ОФЗ была неэффективной

Триллион господдержки осел в банках и не дошел до экономики

Фото: Рейтерс/Ilya Naymushin

Докапитализация банков, одна из наиболее значимых главных мер по борьбе с кризисом 2015 года, не выполнила главную задачу — кредитование приоритетных отраслей экономики. Оно не только не продемонстрировало роста, но и снизилось. Такие выводы находятся в отчете за 2015 год Счетной палаты, что в среду в государственной думе представит глава СП Татьяна Голикова.

Докапитализация кредитных организаций за счет денег из бюджета — один из пунктов стабилизиционого замысла правительства 2015 года. На эти цели государство выделило 1 трлн рублей. Но помощь банков не рассматривалась в качестве самоцели.

Как указано в документах правительства, осуществлялась она «для поддержания нужного уровня кредитования организаций приоритетных отраслей».

Но, как указала в отчете по результатам 2015 года Счетная палата, «предусмотренные замыслом меры не оказали должного влияния на развитие приоритетных отраслей экономики». Наряду с этим предоставление средств в целом обеспечено, отмечает СП. На 1 января 2016 года Агентство по страхованию вкладов (АСВ) заключило соглашения с 25 федеральными банками, помощь которым составила более 800 млрд рублей.

Еще около 8,5 млрд рублей выделено на поддержку 10 региональных банков через дочерний банк АСВ — «Российский капитал».

На протяжении испытаний СП стало известно, что кредитные ресурсы, учитываемые при расчете наращивания кредитного портфеля, обычно направлялись не на развитие производства, а на цели поддержания кратковременной ликвидности организаций и предприятий настоящего сектора или на рефинансирование ранее заключенных кредитных контрактов.

«Кроме этого отмечены случаи среднесрочного кредитования субъектов РФ и размещения кредитных ресурсов в акции фирм настоящего сектора, обращающиеся на вторичном рынке (другими словами без яркого влияния на денежное состояние этих фирм)», — отмечается в материалах СП.

Счетная палата пришла к выводу, что принятые правительством меры по докапитализации системно значимых кредитных организаций не полностью обеспечили ожидаемый итог.

«Рост капитала кредитных организаций не сопровождался адекватным повышением кредитования отечественных фирм. В случае если в начале 2015 года на любой рубль капитала русских банков приходилось 3,73 рубля кредитов нефинансовым организациям, то на 1 ноября 2015 года — 3,59 рубля, другими словами на 3,8% меньше. Это говорит о обязательств и недостаточной эффективности стимулов по наращиванию кредитного портфеля, предусмотренных в рамках мер по докапитализации», — приводит пример СП.

Более того, при с региональными банками не удалось достигнуть и промежуточной цели — увеличения капитализации. Согласно точки зрения СП, это может свидетельствовать о том, что созданная совокупность докапитализации банков, призванная содействовать расширению возможностей банков по кредитованию настоящего сектора экономики, и малого бизнеса и предприятий среднего на региональном уровне, была не пользуется спросом средними по величине собственного капитала кредитными организациями.

Банки, каковые участвовали в программе докапитализации, от комментариев отказались. Лишь Промсвязьбанк объявил, что делает условия программы. Специалисты с выводами СП дали согласие, но призвали учитывать пара факторов. К примеру, по региональным банкам ведущий аналитик рейтингового агентства RAEX («Специалист РА») Руслан Коршунов обращает внимание на два ответственных момента, каковые не разрешили им действенно применять средства. Во-первых, это количество средств — всего около 8,5 млрд рублей.

Во-вторых, помощь им была оказана не напрямую, а через «Российский капитал», что ассоциируется с понятием «санатор». По этим обстоятельствам, подчеркивает аналитик, из утвержденного списка региональных банков лишь Интернациональный банк Петербурга (МБСП) в 2015 году взял средства АСВ.

Имеется уважительная обстоятельство и у федеральных банков, считает представитель RAEX, — около 60% средств, выделенных АСВ в прошедшем сезоне, были внесены в капитал банков в июле-августе, распределение средств шло неравномерно, исходя из этого еще рано делать выводы об эффективности программы.

Денис и Аналитик Порывай считает, что имеется объективные обстоятельства, из-за чего банки не кредитуют настоящий сектор.

— Такая обстановка обусловлена не только сохраняющимся повышенным кредитным риском, в результате которого банки не готовы кредитовать, но и низким спросом на заемные средства со стороны компаний с адекватным уровнем риска. Для отечественной структуры экономики, очень сильно смещенной в сторону нефтегазового сектора, одним из главных стимулов для роста есть в намного большей мере не доступность кредитного ресурса, а конъюнктура на рынке углеводородов. Исходя из этого нет ничего необычного в выводах СП: ликвидность, полученная по бюджетному каналу, инвестируется в активы с низким уровнем риска, что имеют не все предприятия из приоритетных отраслей экономики, — говорит он.

Руслан Коршунов соглашается, что в условиях повышенного риска кредитования средства, в большинстве случаев, идут на кратковременные вложения в ценные бумаги и валюту.

— Случается, что подобным образом употребляются средства, выделенные на санацию кредитных организаций. Одной из основных обстоятельств для того чтобы поведения банков есть, на отечественный взор, недостаточный контроль со стороны АСВ за применением выделенных средств, — вычисляет Руслан Коршунов.

СП также отмечает, что контроль АСВ имел возможность бы быть лучше. В частности, она показывает, что АСВ «не осуществляет контроля за достоверностью включаемых кредитными организациями в отчеты данных, отдельные кредитные организации в качестве предоставления кредитных средств отражают операции по вынесению задолженности на просрочку или их пролонгацию».

АСВ не предоставило комментария на запрос «Известий».

Денис Порывай из Райффайзенбанка считает, что однако кредитование экономики не было приоритетным. В первую очередь решался вопрос помощи как раз банкам.

— Докапитализация была предоставлена на очень льготных условиях, если бы не было условия о связанном кредитовании настоящего сектора экономики, то выделение для того чтобы госресурса смотрелось бы не в полной мере обоснованным. По сути, докапитализация есть компенсацией реализовавшегося системного (неуправляемого форс-мажора) риска из-за девальвации рубля, что обуславливает необходимость таковой меры, — говорит он.

Так как без финансовой системы не имеет возможности функционировать и настоящий сектор экономики, заключает аналитик.