В «МиГ» создали тренажер для отработки дозаправки в воздухе

В первый раз за пара десятков лет в Российской Федерации предпринята попытка создать динамический тренажер для истребителя со стереоизображением внешней обстановки

В «МиГ» создали тренажер для отработки дозаправки в воздухе

Фото: Сергей Борисов

Эксперты РСК «МиГ» и казанской компании «Эйдос» — резидента «Сколково» — начали комплексную отработку процедурного тренажера дозаправки в воздухе на динамической платформе для истребителя МиГ-29. Производство динамических тренажеров самолетов — достаточно редкая для России дисциплина: значительно чаще для того чтобы рода агрегаты пользуются спросом эксплуатантами гражданских самолетов. Самые современные тренажеры для отечественных автомобилей Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) — SSJ100, семейства Ту-204/214 и МС-21 — сделаны на зарубежной платформе.

Динамическая платформа для тренажера дозаправки в воздухе реализована на отечественной элементной базе.

— Для подготовки летчиков истребительной авиации динамические тренажеры употребляются редко, что обусловлено высокими маневренными чертями самолетов, — поведала офпред корпорации «МиГ» Анастасия Кравченко. — Одна из главных целей процедурного тренажера — оказать помощь летчику в освоении бессчётных элементов управления самолетом на базе информационно-управляющего поля кабины самолета. На современном многофункциональном истребителе, каковым есть МиГ-29 поколения 4+, количество пультов управляющих и управления знаков превышает 500 элементов, что грубо говоря превышает возможности человека.

Наряду с этим нужно научить летчика не только руководить самолетом, но и решать тактические и боевые задачи без ущерба безопасности самолетовождения.

Фото: Сергей Борисов

Из-за того что авиационные совокупности подвижности не разрешают воспроизвести настоящие перегрузки, каковые испытывает боевой самолет (у пилотов гражданских лайнеров перегрузки ниже, режимы пилотирования значительно легче), соответственно, и передать подлинные ощущения на протяжении полета, в истребительной авиации динамические тренажеры употребляются очень редко, но режим дозаправки в воздухе — это именно тот случай, в то время, когда от летчика требуется филигранное пилотирование за фаворитом (самолетом-дозаправщиком), а полет проходит без громадных перегрузок в условиях действия вихревых потоков, и именно это позволяет применить динамическую платформу для реалистичности полета.

В первый раз за пара десятков лет в Российской Федерации предпринята попытка создать динамический тренажер для истребителя со стереоизображением внешней обстановки. По словам Андрея Пономаренко, начальника отделения технических средств обучения и полунатурной отработки РСК «МиГ», тренажер обязан обеспечить обучение летчиков одному из самые сложных режимов полета — дозаправке в воздухе. Данный режим требует от летчика большого мастерства пилотирования и психофизиологического напряжения.

— Неточность при дозаправке может стоить утраты двух самолетов, исходя из этого процедуру дозаправки нужно неизменно и шепетильно отрабатывать. И как раз исходя из этого так много упрочнений и времени мы уделяем разработке процедурного тренажера, снабжающего тренировку данного режима, — поясняет Пономаренко.

Три года назад в сотрудничестве с Столичным физико-техническим университетом, Столичным компанией и авиационным институтом «Константа Дизайн» эксперты инженерного центра ОКБ Микояна создали статический тренажер со «стереодозаправкой». Изделие прошло эргономические опробования и на данный момент защищено патентом. ПО совокупности моделирования внешней обстановки, включая изображение самолета-дозаправщика с совокупностью обеспечения фактически самой дозаправки, разрешило летчику в стереоформате почувствовать настоящее пространство, в котором он трудится.

— Действительность будет ощущаться как безотносительная, в случае если добавить передачу ощущения полета — совокупность подвижности в сочетании со стереовизуализацией призвана реализовать полную иллюзию полета в режиме дозаправки в воздухе, — говорит Пономаренко.

Сейчас в Москве уже монтируются два промышленных примера нового тренажера для дозаправки. На движущуюся платформу ставят «кабину» промышленно производимого действующего процедурного тренажера, нашпигованного технологиями и современной авионикой, максимально повторяющую информационно-управляющее поле кабины самолета.

— В большинстве случаев производство средств обучения для интернациональных производителей, будь то Boeing либо Airbus, в гражданской авиации связано не только с изюминками разработки, но и годами сертификации. Русскому производителю войти в данный сегмент, к сожалению, фактически нереально, — говорит основатель компании «Эйдос» Рамиль Гайнутдинов. — Но свободная от интернациональных концернов русский военная авиация открыта для работы с отечественными поставщиками.

По словам департамента подготовки кадров ОАК Любавы Шепелевой, в текущем году корпорация оснастит учебные производства несколькими новыми тренажерами.

Сейчас около двух десятков боевых истребителей МиГ-29К и их учебной версии МиГ-29КУБ эксплуатируются на русском Военно-морском флоте, а также в ВМС Индии — на авианосце «Викрамадитья».

По словам армейского специалиста Алексея Рамма, в эксплуатации «на суше» остаются порядка 60 автомобилей МиГ-29.

— Это один полк на Миг-29CМТ в Курске, две эскадрильи в астраханском 185-м центре, эскадрилья на базе Эребуни в Армении, — поведал Рамм. — на данный момент строят еще 14 автомобилей МиГ-29CМТ, они заменят одну эскадрилью в 185-м центре.