ВМФ меняет «Тапиров» на «Лавину»

ВМФ берет паузу в строительных работах десантных судов

ВМФ меняет «Тапиров» на «Лавину»

Фото: ТАСС/ Виталий Невар

Громадный десантный корабль проекта 11711 «Петр Моргунов» станет вторым и последним кораблем в серии из четырех «десантников», заложенных на прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде. Как сказал «Известиям» представитель предприятия Сергей Михеев, клиент разрешил твердо понять, что больше судов аналогичного класса ему не нужно. Строительство новых десантных судов в случае если и начнется, то не ранее 2025 года.

— «Петр Моргунов» — последний корабль серии громадных десантных судов проекта 11711 типа «Иван Грен», заложенных на отечественном заводе, — поведал «Известиям» Сергей Михеев. — Головной корабль серии — «Иван Грен» — на данный момент проходит этап швартовых опробований в Балтийске. На нем проверяются работа всех систем и механизмов, он пройдет морские опробования, по окончании чего будет передан флоту. «Петр Моргунов» находится в стадии формирования корпуса. Его передача и строительство флоту завершатся в соответствии с графику в 2018 году. Предстоящего развития серии не будет.

Армейские объявили, что им необходимы суда более грозные и большей вместимости.

Специалист в области военно-морских оружий Александр Мозговой сказал, что коллизия в судьбе громадных десантных судов типа «Иван Грен» позвана только модой.

— Отечественные моряки, как и представители вторых видов армии, всегда сравнивают предлагаемые им проекты с западными аналогами, — пояснил Александр Мозговой. — Тот же французский «Мистраль» появился не просто так. Кроме простой доставки грузов и техники к побережью соперника, он еще имел возможность оказать огневую помощь посредством ударных вертолетов. У нас ничего аналогичного не было и нет. А для таких флотов, как Тихоокеанский либо Черноморский, где имеется возможность своевременного развертывания в регионах с громадным числом островов, нанесение ударов по сопернику вероятно не только посредством морских десантов, но и вертолетами, и это весьма важное преимущество.

Тем более что в рамках работы по «Мистралю» у нас был создан новый ударный палубный вертолет Ка-52К «Катран».

Советник председателя совета директоров Крыловского национального научного центра в Петербурге Валерий Половинкин сказал «Известиям», что суда типа «Иван Грен» проектировались в начале нулевых годов, в то время, когда о «Мистралях» еще никто и помыслить не имел возможности. Но строить его начали лишь в 2004-м. Корабль создан по классической советской схеме как продолжение очень успешного для собственного времени проекта БДК 1171 «Тапир».

В 1960–1970-х годах ПСЗ «Янтарь» выстроил серию из 14 таких судов.

— По конструкции корпуса корабль способен подойти к любому побережью и срочно начать высадку десанта, — пояснил Валерий Половинкин. — Причем сделать это многократно стремительнее «Мистраля», так как техника выходит через носовую аппарель. У судов типа «Мистраль» технику нужно перевозить на берег поштучно на особых катерах.

На БДК 11711 стоят пусковые установки реактивной системы залпового огня «Град-М» (аналог сухопутной РСЗО «Град» — литера М свидетельствует морскую версию) дальностью действия до двадцати километров. Имеется две автоматические шестиствольные артиллерийские установки АК-630М калибра 30 мм, талантливые создавать до 1 тыс. выстрелов в 60 секунд. За скорострельность в ВМФ их еще именуют «металлорезки», так как очередь из установки практически разрезает цель на части. Помимо этого, имеется еще и универсальная артиллерийская установка АК-176 калибра 76,2 мм.

Предусмотрено базирование корабельного транспортно-боевого вертолета Ка-29. Иначе, за скобками остались боевые возможности новых вертолетов Ка-52К — для них на БДК 11711 нет места.

Одновременно с этим, как отмечает Александр Мозговой, это первый вертолет в мире, талантливый использовать противокорабельные ударные ракетные комплексы — крылатые ракеты Х-31 и Х-35. До этого их размещали лишь на палубных истребителях МиГ-29К/КУБ. Другими словами камовская машина, признанная летающим танком на суше, делается настоящим истребителем судов на море.

А при условии, что на «Катран» в возможности смогут поставить ракету «воздух-воздух» Р-77 (РВВ-АЕ), вертолет сможет освоить все типы операций как на море, так и в прибрежной территории.

— Сейчас у нас имеется достаточно важные проработки по универсальному десантному кораблю нового поколения, — отметил Валерий Половинкин. — Русский индустрия купила нужный опыт при постройке кормовых частей для «Мистралей» — главных судов с позиций базирования и развертывания вертолетной группировки. Так что мы готовы предложить клиенту более универсальный корабль.

Ранее генеральный директор Невского ПКБ Сергей начальник и Власов управления кораблестроения ВМФ адмирал Владимир Тряпичников объявили, что в Крыловском центре организован вид громадного десантного корабля нового проекта, что носит кодовое наименование «Лавина» («Прибой»). В отличие от БДК проекта 11711 корабль, больше похожий на французский «Мистраль», — обнажённая «авианосная палуба» под базирование ударных вертолетов Ка-52К и противолодочных Ка-32 плюс замечательная совокупность ПВО на базе морского варианта комплексов «Панцирь-С». Предусмотрена возможность доставить к берегу 60 единиц легкой военной техники и не меньше 20–30 главных боевых танков.

В случае если нет возможности подойти к береговой территории на корабле, предусмотрено размещение четырех десантных катеров проекта 11770М либо двух — проекта 12061М.

— Это имеется фактически тот комплект, что имел возможность бы быть на не доставшихся отечественному флоту «Мистралях», — уточнил Александр Мозговой.