Заемщики-«призраки» исчезают в кризис

Коллекторы констатируют сокращение доли клиентов банков, показывающих фальшивые сведения о себе

Заемщики-«призраки» исчезают в кризис

Фото: АГН "Москва"

По мере усиления закредитованности недобросовестным заемщикам делается всё сложнее прятаться. Показывая в анкете фальшивые сведения, клиент должен быть готов к тому, что его всё равняется отыщут: арсенал способов поиска информации о должниках всегда расширяется. За три года часть клиентов-«призраков» упала на 8 п.п., до 17%. Это направляться из расчетов, каковые коллекторское агентство «Секвойя Кредит Консолидейшн» сделало специально для «Известий».

По словам специалистов, на данный момент банки нехотя кредитуют кроме того добросовестных заемщиков, а указав фальшивые сведения, возможно окончательно попасть в тёмный перечень.

Согласно данным «Секвойи», в 2014 году недостоверные данные в анкете (фальшивые адрес, номер телефона, email) показывали четверть клиентов, обратившихся в банки за кредитами. В 2015 году — 22%, а в этом — 17%. На практике недостоверные сведения выявлялись коллекторами и банками на этапе, в то время, когда допущена просрочка по кредиту.

Сейчас начинались попытки и поиск должника связаться с ним.

По закону о коллекторской деятельности (получил юридическую силу в июле этого года) взыскатели не смогут звонить должникам чаще двух раз в неделю и по ночам, и пробовать встретиться лично чаще одного раза в неделю. Недобросовестным клиентам установленные рамки — на руку, а работы взыскания кредитных организаций и коллекторские агентства вынуждены искать другие дороги поиска заемщиков, совершенствовать скоринговые модели и более деятельно обмениваться информацией о злостных должниках.

— С наступлением кризиса денежное положение заемщиков быстро ухудшилось и многие из них прекратили справляться со своей денежной нагрузкой на фоне неспециализированной закредитованности. Исходя из этого банки стали более шепетильно оценивать платежеспособность собственных клиентов, — комментирует президент «Секвойи» Елена Докучаева. — Со своей стороны, опытные работы взыскания пробуют отыскать новые возможности, дабы установить корректную контактную данные о должнике и стремительнее установить с ним сообщение.

Как ранее информировали «Известия», для поиска сведений о должниках коллекторы стали использовать соцсети, сайты по поиску работы. По словам Елены Докучаевой, большие игроки начали вкладываться в развитие IT-совокупностей (аналог скоринга банков), дабы расширить эффективность взыскания просроченной задолженности.

— Благодаря новым способам нам удалось расширить эффективность взыскания более чем на 20%, — отметила Елена Докучаева. — Так, при происхождения просроченной задолженности произошло гладко и в самые малейшие сроки выйти с проблемным заемщиком на сообщение.

Отсев клиентов на этапе рассмотрения кредитных заявок делается еще более тщательным — банкам не необходимы сумки невозвратных кредитов. Согласно данным ЦБ, количество просрочки по розничным кредитам превышает 800 млрд рублей. Банки передают по агентской схеме либо реализовывают коллекторам долги, в случае если вычисляют их взыскание сомостоятельно неосуществимым либо нецелесообразным. В 2015 году на рынке цессии прошло 164 тендера, объем реализованных коллекторам долгов достиг рекордных практически 0,5 трлн рублей (493 млрд).

Если сравнивать с 2014 годом рост количества арестантов сделок составил 68%. В 2014 году рынок цессии увеличился только на 35%. Согласно данным Национальной ассоциации опытных коллекторских агентств, за первые два месяца 2016 года состоялись тендеры на передачу долгов в количестве 50 млрд рублей.

По словам зампреда Локо-банка Андрея Люшина, потенциальные заемщики знают, что фальшивые данные как правило приведут к отказу в кредите. В случае если необходимы деньги, экспериментировать не следует.

— Кредитные организации ужесточили требования к заемщикам, усилили их диагностику, — отметил он. — У клиентов больше шансов получить отказ в кредите, даже в том случае, если все сведенья указаны правильно.

Согласно точки зрения управляющего партнера аудиторской компании «2К» Тамары Касьяновой, сложно скрыть собственные настоящие контактные эти при оформлении кредита, в случае если потенциальный заемщик — не мошенник с чужим паспортом.

— В других случаях банк приобретает все реквизиты главного документа и прописку, которая делается отправной точкой для поиска фактического места жительства заемщика, в случае если тот указал адрес и недостоверные телефоны, — отметила она.

При взыскании проблемных долгов самое серьёзное — идентифицировать заемщика и установить с ним контакт, напоминают специалисты.

— В случае если работа взыскания кредитной организации либо коллектор не имеет возможности пообщаться с должником, вряд ли тот самостоятельно будет погашать кредит, по которому не платит, — уверен Андрей Люшин.

В следствии заемщиков-«призраков» стало в кризис намного меньше, и тренд, согласно расчетам «Секвойи», продолжится. По оценкам компании, к концу 2016 года часть таких должников сократится до 15%. Рост закредитованности создал обстановку, в то время, когда потенциальные заказчики банков уже известны, к примеру, их деловым партнёрам . По наблюдениям Елены Докучаевой, количество «привычных» должников в среднем за два года возросло на 12–15%.

Показывая фальшивые сведения, заемщики рискуют сломать собственную кредитную историю окончательно и перейти в категорию клиентов ломбардов, микрофинансовых организаций.

— На одного должника приходится в среднем около 1,8 кредита, многие заемщики уже были либо находятся в работе коллекторских агентств, — даёт предупреждение Елена Докучаева.