Железные дороги не находят поддержки

Тарифные предложения РЖД на 2017 год не поддержали отправители, железнодорожные операторы и регуляторы

Железные дороги не находят поддержки

Фото: ТАСС/Андрей Пронин

Точка в вопросе размера тарифов на ЖД перевозки в 2017 году будет поставлена в скором будущем. В большинстве случаев, Федеральная служба по борьбе с монопозмом (ФАС) выносит решение о величине тарифов на перевозки по окончании рассмотрения бюджета страны. Ожидается, что ответ ведомства станет усредненной версией бессчётных пожеланий участников перевозочного процесса.

Специалисты уверены в том, что на ответе ФАС не отразятся предложения РЖД, а также по внесению точечных трансформаций в ЖД прейскурант.

Главную роль в определении размера индексации ЖД тарифов для антимонопольного ведомства играются утвержденные три года назад указания Федслужбы по тарифам (ФСТ), которая на данный момент расформирована, а ее функции делает ФАС. Предельные ежегодные индексы выяснены в документе до 2018 года и основываются на социально-уровне инфляции развития и экономическом прогнозе России. Такую индексацию обычно именуют «плоской», потому, что она едина для типов видов и всех грузов вагонов.

Индексация ФСТ считается первым этапом при переходе на долговременное (пятилетнее) тарифное регулирование в отрасли.

И однако вопрос тарифов есть дискуссионным и не исключает дополнительных ответов. От того, какое ответ будет принято, зависит размер убытков РЖД. Так, по результатам 2017 года недостаток бюджета РЖД ожидается в размере более 142 млрд рублей.

В собственном письме начальнику ФАС Игорю Артемьеву от 18 октября этого года глава РЖД Олег Белозеров отмечает, что дерегулирование тарифов компании теоретически имело возможность бы выступить как «действенная мера обеспечения денежной сбалансированности работы компании». Но законодательные основания для отмены национального регулирования ЖД тарифов сейчас отсутствуют, напоминает он. Таковой ход вероятен только при условии борьбы на рынке предоставления данных одолжений.

Так, он утвержает, что дерегулирование вероятно только в отношении отдельных одолжений в структуре перевозок.

«В этих условиях, по оценке компании, главными направлениями обеспечения сбалансированности денежной деятельности являются: принятие и оптимизация издержек органом регулирования ответа о внесении трансформаций в Прейскурант 10-01, снабжающих сокращение тарифных диспропорций, и упрощение правил установления (трансформации) уровня тарифов на грузовые ЖД перевозки в рамках ценовых пределов», — отметил в письме Олег Белозеров.

В соответствии с расчетам ФСТ, в 2017 году тарифы должны быть проиндексированы на 4,5%. В некоммерческом партнерстве «Совет участников рынка операторов ЖД вагонов» (СОЖТ) поддерживают таковой размер тарифной индексации, как и саму идею долговременного тарифного регулирования. Об этом написал 26 октября глава президиума СОЖТ Константин Засов начальнику ФАС Игорю Артемьеву.

С позиций операторов, на данный момент акцентировать работу нужно на предотвращении предстоящего оттока отправителей с снижения и железной дороги ее конкурентоспособности.

Предложения РЖД в отношении тарифов на будущий год в СОЖТ критиковали . В частности, неодобрение позвала мысль о введении отдельных (точечных) трансформаций в ЖД Прейскуранте № 10-01 «Тарифы на услуги инфраструктуры и перевозку грузов, делаемые «Русскими железными дорогами». В числе таких предложений — проиндексировать перевозку грузов в контейнерах и полувагонах на 2,2–4,2%, отдельных нефтяных грузов — от 3 до 80%, тарифы на порожний рейс вагонов — на 2,75%.

Подобные меры, согласно точки зрения ЖД операторов, приведут к неосуществимости спрогнозировать транспортные затраты, и ответному удорожанию у ЖД операторов цены одолжений по предоставлению вагонов. В следствии повышенная цена окажет негативное влияние на конкурентоспособность железных дорог.

В партнерстве уверены в том, что в случае если и имеется необходимость увеличения тарифов, то более приемлемым выглядит неспециализированная индексация тарифов, но не на запланированные 4,5%, а, например, на 5,5–6,5%.

«Нецелесообразными» предложения РЖД именуются не в впервые. Подобная оценка дана в письме от 10 октября главы ФАС Игоря Артемьева в адрес правительства РФ. Он информирует, что комплекс предложений РЖД может привести к росту тарифной нагрузки на отправителей на 12%.

«Вычисляем нецелесообразным компенсировать понижение количеств перевозки маржинальных грузов за счет увеличения тарифов. Обращаем внимание, что в проекте денежного замысла ОАО «РЖД» на 2017 год совокупный рост тарифов на грузовые ЖД перевозки заявлен на уровне 12%, одновременно с этим рост доходов от перевозочных видов деятельности ожидается только 7%. ФАС России не поддерживает такую индексацию тарифов», — пишет Игорь Артемьев.

Отрицательно отнеслись к предложениям РЖД, согласно данным ФАС, нефтяные и металлургические компании, производители минудобрений, представители совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «Минэкономразвития» и РЖД.

Более обоснованным для ФАС выглядит расширение нижней границы тарифного коридора (до минус 50%) на перевозки грузов второго и третьего тарифных классов. В антимонопольном ведомстве уверены, что возможность дать отправителям подобную скидку создаст условия для привлечения грузов на железную дорогу.

Согласно точки зрения председателя совета директоров лизинговой компании «ТрансФин-М» Дмитрия Зотова, в 2017 году тарифы проиндексируют на 4% и смогут отменить скидку на перевозку экспортного угля, что, по его расчетам, поднимет цена перевозки еще на 13%.

— Ставка привлечения вагона наряду с этим может вырасти на 10–20% ввиду вероятного недостатка полувагонов на сети. В итоге транспортные затраты смогут достигнуть 37% от цены угля, затраты на тарифную составляющую наряду с этим смогут составить порядка 31% от цены угля, — прогнозирует он.

Последовательность специалистов однако считают, что частично пожелания перевозчика однако будут учтены.

— Тарифы будут ровно такие, как примет решение ФАС — это их прерогатива. Думаю, случится увеличение на 7–8%, — предположил доктор наук ВАВТ Министерства экономики России Андрей Голубчик. Он кроме этого подчернул, что за последние 5–8 лет индексация тарифов в Российской Федерации не превышала уровня текущей инфляции.

В случае если для ЖД отрасли со понижением перевозок случилось и понижение доходов, то у российских стивидоров обстановка значительно благоприятнее. Это связано с тем, что традиционно тарифы на портовые услуги устанавливаются в долларах и вместе с снижением курса случился их большой рост.

По словам главы отраслевого аналитического портала InfraNews Алексея Безбородова, во многих случаях удорожание тарифов с момента обвала рубля составило до 40–45%. Он подчернул, что вопрос понижения тарифов никем из стивидоров не рассматривается. На Дальнем Востоке, он утвержает, что завышенные тарифы стивидоров отпугивают отправителей, и, как следствие, тарифную выручку недополучает и РЖД.